RuEn

Форум

#иванпоповски

#Носорог

10 марта, 11:01, Николай Шуваев

Записки дилетанта.

№ 45. Мастерская Петра Фоменко. Носорог (Эжен Ионеско). Реж. Иван Поповски.

Прививка от бешенства.

Пьеса драматурга Эжена Ионеско, классика театрального авангарда и одного из основоположников «Театра абсурда» (или «Театра насмешки» - этот термин был ближе автору), была написана в 1960 году и пережила множество постановок по всему миру и до сих пор не утратила актуальность. Публика не сразу приняла Ионеско - он шутил по поводу бурных скандалов, сопровождавших его спектакли: «если неуспех будет распространяться таким образом, он превратится в триумф». В Москве, запрещённого в Советском Союзе «Носорога» до «Фоменок» ставили лишь дважды. Таким образом, спектакль, поставленный режиссёром Иваном Поповски, родившемся в Македонии (на сегодняшний день он поставил четыре спектакля для театра) – явление на театральном небосклоне достаточно редкое.

В пьесе в аллегорической форме показано завоевание общества определённой идеологией. Лишь считанные единицы способны разглядеть казалось бы очевидную опасность и не стать «носорогом» как все. Интеллектуальный конформизм и толерантность незаметно превращают сбившееся с пути общество в стадо рычащих толстокожих животных. Жертвами становятся все: и мужчины, и женщины, и молодые, и старые, и богатые и бедные. Все. Даже самый непримиримый персонаж - правдоруб Ботар сдаётся со словами: «Нужно идти в ногу со временем!». Из честного человека получается честный носорог. В блестящих, остроумных диалогах высмеивается безжизненный формализм логики, сугубо рациональный подход, приводящий к абсурду: «Все кошки смертны. Сократ смертен. Следовательно, Сократ — кошка …А ведь верно, моего кота как раз и зовут Сократ… Значит, Сократ был кошкой! …Так нам сейчас доказала логика».

Единственный, кто к финалу избегает психологически уютного "оносороживания" - критически мыслящий по отношению и к окружающим и к себе, пьющий нонконформист Беранже. Этот одиночка скверно выглядит: небрит, непричёсан, помят, вечно мается похмельем, несерьёзен, «ни о чём не думает», на работе пассивен и вял, полон страхов и неуверенности, но именно он не сдаётся, готовый защищаться один до конца против всех, чтобы остаться «последним человеком». Именно у неудачника (для большинства) Беранже хватает внутренних интеллектуальных и душевных сил, чтобы устоять в схватке против общества и именно этот хрупкий и ранимый человек выходит из неё победителем. Все остальные, несмотря на свою кажущуюся неколебимость, самоуверенность, облачённые в панцирь из социальных доспехов рано или поздно ломаются будучи не в состоянии сделать единственно правильный нравственный выбор – остаться собой, не поддавшись желанию быть «как все», комфортным большинством, бессмысленным звериным стадом.

Иван Поповски создал на сцене светлое, домашнее, сказочно-уютное пространство, разноцветный провинциальный мирок с мягкими цветами в пастельных тонах. Но с первых же минут на краю сцены контрастом появляется мрачная, чёрно-белая обезличенная, немая троица в котелках (напоминающая персонажей Рене Магритта) с забинтованными лицами, издающая глухое, угрожающее рычание (не прекращающее негромко звучать из динамиков и в антракте, поднимая градус тревожности и создавая специфическую атмосферу). С течением времени присутствие тёмной, незримой силы, которую они символизируют, будет всё назойливей, явственней, отчётливее. Обыватели у Ивана Поповски постоянно находятся вместе, они близки и дружны, представляя собой одно целое. Эти люди заодно, даже если спорят друг с другом. В их танцах видна синхронность. Людская масса символизирует, таким образом, единую социальную общность.

Главной задачей режиссёра стояло показать процесс трансформации, то, как мир людей под натиском «носорогов» превращается в мир зверей, как поддаются, психологически ломаются люди, становясь животными. Центральное, переломное место спектакля занимает плавная, оригинально придуманная и скрупулёзно показанная метаморфоза, происходящая с Жаном (Олег Нирян), приятелем Беранже. Персонаж понимает, что болеет и сопротивляется, как может, но хватает его ненадолго. Он кричит, шумно фырчит, чешется, бегает по кругу, опрокидывает предметы, пожирает апельсины с кожурой, валяется, купается в грязи. Постепенная утеря человеческого содержания, морали завершается утерей человеческого облика. Последними словами становятся: «Я тебя растопчу, растопчу!». Непосредственно носорогов режиссёр старается не показывать, ограничиваясь намёками, силуэтами, тенями, рёвом, но этого оказывается вполне достаточно.

Процесс трансформации затрагивает всё и вся: и человеческие личности (знакомых, коллег, друзей, возлюбленную, наконец) и декорации (двор выворачиваясь наизнанку предстаёт офисом, затем квартирой, и напоследок маленькой каморкой главного героя). Мир заполняется агрессией, сжимается раз за разом вокруг Беранже. Крепко сбитый, дружный и жизнерадостной человеческий социум по злой воле неотвратимо превращается в толпу животных. Носороги незаметно становятся фактом, данностью и к ним привыкают даже скептики, превращаясь в апологетов. Отдельного слова заслуживает выбор исполнителя главной роли - харизматичного Кирилла Пирогова, органичного в ней настолько, что, кажется, играющего самого себя.

Прочтение пьесы Иваном Поповски очень подробно, во многом буквально (вплоть до клинически точно воспроизведённого фырканья, которое издаёт Ботар), но от этого выиграют зрители не читавшие текст. Обратной стороной такого метода является некоторая затянутость, но она скрашивается благодаря фирменной Фоменковской лёгкой подаче, воодушевлённой игре актёров и эмоциональным диалогам.

Тема, поднятая в спектакле исключительно важна для любого, особенно такого политизированного как наше общества, где каждый является в той или иной степени «носорогом». «Оносороживание» непрерывно идёт со всех сторон, поэтому так необходимо иметь интеллектуально «противоядие» в качестве которого спектакль и выступает. И тот факт, что «Носорог» успешно идёт на сцене Мастерской Петра Фоменко уже более десяти лет вселяет надежду и придаёт оптимизм.
#носорог #иванпоповски #олегнирян #кириллпирогов

Re: Спектакли Театра Е.Камбуровой

4 февраля, 00:26, Мастерская Фоменко

Те спектакли, которые вы видите в нашей афише на май, будут играться на наших сценах в рамках своеобразного фестиваля спектаклей Ивана Поповски. Билеты на них пока в продажу не поступили, как появятся — это тоже будет видно на нашем сайте.
#театркамбуровой #иванпоповски #фестивальпоповски #официальныйответ

Спектакли Театра Е.Камбуровой

3 февраля, 17:13, ONEN

Добрый день!
В афише появились спектакли Театра Е.Камбуровой, с указанием здания и сцены вашего театра. А на Тикетленде продают билеты на сцену т-ра Е.Камбуровой. Проясните, пожалуйста, данные спектаки будут идти в вашем театре? Если да, то можно ли уже приобрести билеты?
#театркамбуровой #иванпоповски #фестивальпоповски

О безмятежном сне ("Сон в летнюю ночь" 20 сентября 2016 г.)

25 сентября 2016, 00:12, Ovenett

Театр Фоменко. Модное место.На фоне Сити (через Москва-реку). Спасибо ТБт -купила билеты -спрашивали лишний. Купить можно только заранее.Хотя в антракте нам отдали 2 билета в амфитеатр.Сказали-не понра. (? !) 1 ряд балкона тоже был неплох, но надо приподниматься, чтобы увидеть всю сцену -мешает барьер. "Сон в летнюю ночь" Шекспира , постановка Ивана Поповски. Золотая маска в номинации "спектакль большой формы". Сценография очень изобретательна.Хорошо, что не было компьютерных проекций - не люблю. Пребывание в ночном летнем лесу чувствовалось. Хотя деревьев - никаких.Все обеспечивало тонкое прозрачное покрывало, как туман или тень. То это было море, то поле, то ложе, а то - платье чудное.. Сверху свисали такие же полотна-колонны. Актеры вытворяли на них безумные трюки,не хуже цирка. Костюмы выразительны -то ли античные боги, то ли волшебники.Гармоничные цвета - спектр легких теплых тонов, ничего кричащего. Музыка - от "Послеполуденного сна фавна" Дебюсси до "Весны священной" Стравинского - сплошные намеки и аллюзии. Смотрится легко.Действо забавно, музыкально.С юмором. Чего стоит пародия на "Пирама и Фисбу", полноценно разыгранная во втором акте.Хорошо, что я недавно посмотрела эту оперу в Геликоне. Пригодилось. Очень понравился Распорядитель, он же устроитель всех волшебных влюбленностей Робин - Амбарцум Кабанян. Пластичен, ловок, универсален. Движения - то как у льва, то кота, то пумы. И Елена - движения красноречивы, чем не балет современный.Исполнительница этой роли Ирина Горбачева номинировалась на Золотую маску. И не беспочвенно. В фойе на стене проецировался светом портрет Фоменко. Он присутствовал, парил над всем. Так и спектакль "Сон в летнюю ночь" был соткан из фоменковской ткани. Я давно не хожу в драмтеатры, устав от тем, надоевших на тв и надтреснутых прокуренных голосов. Только опера и балет. Но здесь ощутила примерно то же , что и на музыкальных спектаклях. Тема - любовь - это химия или что-то подобное ей?
#сонвлетнююночь #иванпоповски #амбарцумкабанян #иринагорбачёва

Прекрасный Сон

18 июня 2016, 01:01, БВГ

Безусловно, такого безупречного спектакля я давно не видел. Одна из его особенностей - почти каждая картина выверена до мелочей. Спектр изобразительных средств ВЕСЬМА широк и почти о каждой картине можно сказать пару хороших слов. У меня невольно возникло сопоставление с Улиссом. И еще одно замечание о спектакле в целом: многие роли весьма оригинально выполнены ПЛАСТИЧЕСКИ.
1) Начальная сцена. Здесь запомнилась замечательная пластика жестов отца Гермии (в исполнении Олега Ниряна). Сколько в них подобострастия, придворной манерности!
2) Сцены с участием Ремесленников одни из самых веселых и исполнительски блестяще выполненных. Каждый из этой великолепной шестёрки по своему хорош, но тон, конечно, задают Андрей Казаков и Рустэм Юскаев. Очарование их игры типично фоменковская: вот вроде и ничего особенного не делается, а как приятно смотреть!
3) Сцена, где влюбленные собираются убегать из Афин. Как здесь хороша Горячева (в роли Елены)! И опять запомнилось пластическое решение роли: сколько в этих движениях головой уязвленной гордости!
4) Первое появление Амбарцума Кабаняна в роли Робина ПО-РА-ЖА-ЕТ неописуемой пластикой!! Кабанян мне нравится в каждой роли (еще с времен ГИТИСа), но здесь я просто восхищался пластическим решением.
5) Еще одна запомнившаяся сцена, точнее несколько переходящих одна в другую сцен, где блистала Серафима Огарева, изображая негодующую и ревнующую Гермию. Как эта молодая актриса сумела не перейти ту незримую грань, когда гнев стал бы казаться фальшью, наигранностью! Просто блистательно сыграно и в эпизоде, когда обвиняет Деметрия в убийстве Лисандра, и в эпизоде, когда превращается в "свирепую кошку". Честно говоря, никак не ожидал от молодой актрисы такой зрелой игры.
6) Надо отметить и превосходное "вплетение" в ткань спектакля музыки. Всегда к месту, всегда точно.
7) О спектакле в рамках спектакля (выступление Ремесленников) можно было бы рассказывать отдельно. Там столько интересных приемов продемонстрировано. Весело и, что характерно для Мастерской, сделано без потери вкуса.

Почти все актеры этого спектакля сыграли замечательно. И, наверное, некий "критик" Мастерской вообще и этого Форума в частности может сказать: вот опять одни дифирамбы (ха-ха-ха). Что ж, хоть это и неприятно, но буду честен. 3 актера не оставили у меня значимых впечатлений. Как не стараюсь, не могу вспомнить ни одного эпизода, когда оба героя-любовника (Лисандр и Деметрий) меня поразили своей игрой. Ну, разве когда они отправились на "дуэль", но это скорее был удачно найденный режиссерский ход. А еще к моему глубочайшему сожалению ничем меня не поразила одна из моих любимейших актрис, Галина Тюнина. Да, ей, конечно, и играть то в спектакле было почти нечего. Но ведь бывший почти в той же ситуации Бадалов сумел себя проявить. Вот такой маленькой ложкой дегтя в большой бочке меда я заканчиваю. Но, как говорится, из песни слова не выкинешь.

#сонвлетнююночь #иванпоповски #олегнирян #андрейказаков #рустэмюскаев #иринагорбачёва #амбарцумкабанян #серафимаогарёва #галинатюнина #карэнбадалов

Re: Золотая маска - уже не Сон

25 мая 2016, 18:33, Gramvuza

Любимый театр, от всей души поздравляю!!! Посмотрела Сон 2 раза, смаковала, восторгалась, переживала, смеялась так, как давно не смеялась, от чувств к любимым артистам в конце спектакля текли слезы, уходить не хотелось и не было сил выйти из зала. Потрясение, спектакль не отпускает совсем!У меня почти от всех ваших спектаклей такие сильные чувства!Радуюсь победе, восторгаюсь талантом всех создателей спектакля, а артистам-низкий поклон и глубокое уважение!Браво!
#сонвлетнююночь #золотаямаска #иванпоповски

Re: О спектакле "Волемир"

28 апреля 2016, 14:16, briedis

Про одиночество. Обязательно поговорим. Надо подумать, как более-менее понятно высказаться, чтобы не строить форум-пилу из уточнений и пояснений. Где-то между майскими постараюсь. Тезисно - одиночество преодолеть нельзя, это неотъемлемая часть нашего существования, можно даже сказать, условие существования. Этого можно не осознавать, не замечать. Одиночество - не есть плохо, мне понравилось высказывание Ивана Поповски о периоде работы над "Сном" (как я Вам завидую, увидите этот "Сон" в первый раз) - если бы все соглашались со мной, мне было бы одиноко. Примерно так
#волемир #иванпоповски #сонвлетнююночь

Re: Золотая маска - уже не Сон

20 апреля 2016, 12:32, Наташа Д.

Да, и это здорово! То, что сотворил Иван Поповски и вся команда этого спектакля, трудно переоценить. Это чистая радость без всяких примесей - то, чего сейчас почти нет и чего всем так не хватает.

"... Сны прижались к ставням и дверям,
Потому что без полночных сказок
Нет житья ни людям, ни зверям".

#сонвлетнююночь #золотаямаска #иванпоповски

С днем Мастерской! С праздником!

13 января 2016, 20:10, briedis

Всех с Днем Мастерской!
И с наступающим Старым Новым годом, с теплым семейным праздником! Таким же теплым, уютным и домашним, как и сама Мастерская.

На мой взгляд, взгляд зрителя, прошедший год был хорошим.
Появились новые спектакли. Необыкновенно порадовал "Сон в летнюю ночь", спектакль-праздник, поставленный в лучших традициях Мастерской, повеяло пьянящим духом лучших постановок. Этот спектакль перебросил мостик в те времена, когда театром руководил Фома.
Об успешности спектакля говорят и интервью актеров, в том числе и основоположников - чем больше успех, тем больше у него авторов, но почему-то хочется, что бы именно Иван Поповски, режиссер этого спектакля снова не исчез на несколько лет и не ограничивал себя постановками для детей.
Появилась надежда на то, что и другие мастера не будут бояться неудач, перестанут считать, что после ухода Фоменко взлеты уже невозможны. Тем более что на стадии работы над спектаклем его трудно оценивать, и неудивительно, что многие в Мастерской не ожидали столь восторженного приема зрителями "Сна". И хотя не все основоположники в свое время были в восторге от появления молодежи, появился ясный посыл играть вместе, не образуя отдельных групп и лабораторий внутри театра, разделенных по возрасту, личным привязанностям и симпатиям.

Полны жизни и остальные спектакли, уходящие разве что в непродолжительные отпуска. Особо хочется сказать о "Волках и овцах", которые создали у меня настоящее новогоднее настроение. Сколько лет этот поставленный в студенческие годы спектакль живет и собирает полный зал, сколько раз в разные годы я его видел, уникальное явление. Конечно же, он меняется, в этом легко убедиться, сравнив современный вариант с доступной записью спектакля. Кто-то играет на мастерстве, кто-то на кураже, но это неизменно восхищающая тонкая ансамблевая игра. Здесь были бы заметны малейшие неточности, это не сложнейшая постановка "Улисса", где можно незаметно для зрителя "расколоться", подзабыть текст или опоздать с проекцией изображения. Вспоминаю "Пиковую даму", долгое время она еще держалась в репертуаре благодаря усилиям Максаковой, но фоменковского с годами становилось все меньше и меньше, видел предпоследний спектакль - это было грустное зрелище.

Открылась Старая сцена, спектакли постепенно возвращаются к родным колоннам.

Уже вернулись из декретных отпусков три спектакля, вот-вот вернуться еще пять. Не представляю себе, как будет верстаться афиша из почти 40 спектаклей.

В Мастерской появилась четверка недавних выпускников мастерской Каменьковича и Крымова в ГИТИСе, внимательный зритель мог запомнить их по прошлогоднему капустнику.

Кроме спектаклей сильное впечатление произвели выставки художников Юрия Купера, Бориса Заборова, фотохудожника Кати Голицыной, выставка, посвящённая памяти художника-сценографа Мастерской Владимира Максимова.
Замечательная видеотека Мастерской содержит подробные отчеты о вернисажах.

В этом году значительным событием стал документальный 10-серийный документальный фильм о Петре Фоменко, снятый Татьяной Архипцовой. В принципе, его в плохом качестве можно посмотреть в интернете, но такой фильм хотелось бы иметь у себя, скачав в Видеотеке Мастерской или купив на дисках. Доступен же в Видеотеке другой фильм режиссера - "Семейное счастье Петра Фоменко". Не хотелось, чтобы его постигла та же участь, что и два тома совершенно фантастического Собрания сочинений и юбилейного сборника из 6 дисков студенческих спектаклей Мастерской, оформленных в Студии Артемия Лебедева.
В принципе, предполагалось и афишировалось, что и тома, и сборник дисков предназначены для друзей театра. Большинство рецензий на спектакли, которые составляют основу двухтомника, и записи большинства студенческих спектаклей можно найти в интернете, но подержав в руках эти книги и диски, невольно вспоминаешь былые года и слово "достать".

В прошедшем году вышла удивительная книга Михаила Левитина о Петре Фоменко. Презентация книги, как и вернисажи, прошли в обычной для Мастерской волшебной атмосфере, в ее стенах даже дежурные в подобных случаях похвалы и слова восхищения звучат необыкновенно естественно.

К этой атмосфере, легкому дыханию невозможно привыкнуть. В ее основе нет никакой, как сейчас часто говорят, химии. Только любовь. Друг к другу и у зрителю.

В наше людоедское время, когда вместо настоящего - дешевые подделки (именно так - два "д", ну и "дешевые", конечно, не в смысле вкладываемых денег, а в смысле результата), вместо юмора - кАмеди, вместо любви - химия (невольно вздрагиваю, когда слышу как старшеклассники договариваются позаниматься химией), и т.д., Мастерская остается моральным ориентиром.
Пусть так будет и в новом году жизни Мастерской, и в последующие годы.
С праздником! Ура!
#деньтеатра #старыйновыйгод #сонвлетнююночь #иванпоповски #волкииовцы #улисс #гитис #студияартемиялебедева #михаиллевитин #татьянаархипцова #юрийкупер #борисзаборов #катяголицына

Re: О спектакле "Сон в летнюю ночь" 24 июня с.г.

7 июля 2015, 22:32, AlexAlexAlex

Зависть, зависть и еще раз зависть, только так можно охарактеризовать такой нескромный отзыв! Заранее, прошу прощения, если кого-то обидет мой маленький опус.
Дорогие мои поклонники творчества Фоменок, нельзя такие отзывы размещать здесь, зачем думать, что Вы умнее Ивана Поповски (неужели он не перелопатил кучу материала? Думаю, что уйму проштудировал!), так и хочется сказать, если так хорошо знаете текст и вообще все знаете про искусство театральное... поставьте сами или будьте консультантом режиссера! Режиссер всю жизнь шел к этой постановке, возможно, с юности даже мечтал о ней круглые сутки... а тут бац! "Провал, слабо, скучно, предсказуемо"))) Если невтерпеж вылить и низложить, подойдите к Ивану и за чашкой чая пообщайтесь(он, кстати, очень адекватный и порядочный человек), узнайте, что и как, почему он так увидел, прочувствовал и ход мыслей его узнайте... и только тогда... когда допьете чай... решите, что и как, в первую очередь для себя, но не для всеобщего же обозрения на форуме! Если б не на форуме увидел такой отзыв, подумал бы, что режиссер какой-нибудь обиженный Евгением Борисовичем сочинил такой пасквиль)))
Дорогие мои, будем добрее, а то что получается и "Олимпию" Евгения Цыганова только ленивый не пнул))) а ведь замечательный спектакль (он в данную минуту идет в театре... зрители ликуют и грустят, что малооооо!)! считаю, что спектакль "Сон в летнюю ночь" отличный и пересматривать его можно постоянно (как Волки и овцы, Войну и мир, Семейное счастие) и каждый раз подмечать, что-то новое. Сильно напомнил он конечно "Двенадцатую ночь" Фоменок. Открытие для меня в этом спектакле Ирина Горбачева, буду присматриваться теперь к ней))), а вот Кабанян... мягко говоря, неубедил. Павел Баршак на мой скромный взгляд, конечно, сыграл бы убедительнее! Смотреть всем! Очень добрый и невероятно красивый спектакль!
#сонвлетнююночь #двенадцатаяночь #олимпия #евгенийцыганов #амбарцумкабанян #иванпоповски #павелбаршак #иринагорбачёва

Re: О спектакле "Сон в летнюю ночь" не только 24 июня с.г.

7 июля 2015, 17:45, briedis

В этом сезоне "Сон в летнюю ночь" будет сыгран еще трижды. Несмотря на обычное для середины лета театральное затишье, билетов уже нет, что для Большого зала Новой сцены Мастерской явление необычное.
Полагать, что прочитав комментарий EkaterinыL о спектакле, кто-то пойдет сдавать билеты в надежде со временем посмотреть не полуфабрикат, а готовый спектакль, в котором появится жизнь, вряд ли стоит. И вновь пойдут на спектакль неподготовленные зрители, которым после антракта опять выдадут явную халтуру, пойдут зрители, которые просто любят Мастерскую, а любовь слепа, и будут зрители смеяться и аплодировать. Да и мой комментарий вряд ли увеличит число стреляющих лишний билет. Поэтому тот, кто не любит читать длинные комментарии и поленился прочитать первый в этой ветви форума, ничего не потеряет, проигнорировав и второй.

Оставшимся предлагаю взгляд с другой точки. Зрения. Начну с того, что комедия Шекспира, конечно же, как написана, так и поставлена (в замечательном переводе Осия Сороки) в Мастерской в пяти актах, а не в двух. Что хотела сказать упомянутая молодая пара, можно только догадываться, но в любом случае, если на следующий день рано вставать на работу, то одним актом можно ограничиться.

Как правило, любопытно и поучительно читать те комментарии на форумах, в которых не просто эмоции типа "восторг" или "халтура" с набором восклицательных или вопросительных знаков, а которые позволяют составить хоть минимальное впечатление о вкусах их авторов.
Если, скажем, буду знать, что кто-то бранит какой-либо спектакль на форуме, воспользовавшись рекламной паузой в Доме-2 или в очередной сериальной дребедени, конечно же, для меня это будет положительная рекомендация. И наоборот. Это, конечно, крайние варианты. В дофорумные времена, когда существовала только официальная критика и сарафанное радио, у каждого были свои авторитеты и анти-авторитеты, которые позволяли ориентироваться в сложном театральном мире.
Что касается комментария EkaterinыL, то очевидна, главным образом, разница во вкусах и в темпераменте, и я бы так сразу не сказал, кто из нас, процитирую - "достаточно подготовлен", а кто ? нет, в смысле второго акта.
Очевидно, что перед нами не просто поклонник творчества Шекспира, но и английского театра. Упомянуты "Двенадцатая ночь" Шекспира, гастроли лондонского театра "Глобус", в труппе которого состоял сам Шекспир, спектакль Королевского национального театра "Привычка творить искусство" по пьесе Аллана Беннета. Мне показалось, что все эти спектакли EkaterinaL смотрела на экране, а не в театре. Отличие между этими вариантами не столь велико, как между картиной и ее репродукцией, но все же значительно.

Для меня постановки "Глобуса" не являются ни в коей степени эталонными, эталонными в смысле сравнения с ними каких либо других постановок, хотя не уважать шекспировский театр нельзя и невозможно. Как невозможно без уважения и интереса относится к Колизею или Парфенону. Не удивительно, что здание театра "Глобус" в Лондоне вместе с идущими там спектаклями давно является туристическим объектом. Два спектакля "Глобуса" - "Гамлет" и "Сон в летнюю ночь" - недавно можно было увидеть в Москве. Со спектаклей как произведений сценического искусства уходить можно было сразу.
Постановка "Гамлета" напомнила унылую и, одновременно, быструю читку пьесы в кабинете худрука в более-менее полном объеме на стадии, когда текст уже роздан потенциальным исполнителям. Первый раз после глобусовского Гамлета вспомнил о нем как раз на премьере "Сна" в Мастерской в 5-ом акте в том месте, когда афинские ремесленники играли "прискорбную комедию о прежестокой гибели Пирама и Фисбы", тот же псевдоисторический формат, дощатый помост, полотняный занавес. Постановка "Сна в летнюю ночь" оставила более приятное впечатление, скорее всего потому, что и драматургия попроще, и готовился к худшему.
Если у фоменок в "Пираме и Фисбе" вставлены слова про "шестипенсию" или, что не понравилось EkaterineL, про "сосок" и "нанову гробницу", то в постановке Глобуса для российской аудитории упоминались "Вишневый сад" как альтернатива постановке "Пирама и Фисбы" и бедняга МуМу. С
теми же предусмотренными паузами для зрительского смеха.
"Привычка творить искусство" - еще один спектакль английского театра - Королевского национального театра, упомянутый EkaterinойL как удивительный в положительном смысле, театра уже настоящего. Это спектакль о вымышленной встрече композитора Бенджамина Бриттена и поэта Уистена Одена. Диалог композитора и поэта о музыке и поэзии быстро скатился на личную жизнь в том виде, в котором ее обычно освещают желтые издания. Понимаю, это тоже жизнь, и все это обсуждалось много раз во многих местах, в том числе и в отношении Шекспира - вспоминается фраза из 9 главы "Улисса" - "Мы можем единственно лишь сказать, что в те времена жизнь била ключом". Можно подумать, что в другие времена она этим ключом не била. Но мне эта тема неинтересна в таком виде. В Улиссе - естественно и интересно, здесь - нет. В спектакле есть запоминающиеся режиссерские приемы, но не настолько много я знаю о Бриттене как композиторе и почти ничего об Одене как поэте, чтобы восхищаться этой пьесой и ее постановкой. Опять же, это был спектакль на экране, когда можно увидеть только то, что показывает камера, и который никогда не видел в театре.
Любопытно, что один из главных героев спектакля - Бриттен является автором оперы "Сон в летнюю ночь", которую поставил Кристофер Олден в Музыкальном театре им.Станиславского года три назад и которая скандально прославилась.

Возвращаясь к постановке "Сна в летнюю ночь" в Мастерской нельзя не вспомнить о другом английском режиссере, о великом режиссере Питере Бруке, слава которого связана, в том числе, и с постановками пьес Шекспира. Именно Питер Брук предложил одним и тем же актерам играть роли Ипполиты-Титании и Тезея-Оберона, показывая, что феи и эльфы лишь тени людей. Или наоборот? Эта идея активно использовалась и во многих последующих постановках. И если у Питера Брука актеры летали на цирковых трапециях, то в Мастерской используют воздушную гимнастику - акробатические элементы выполняются на вертикальных полотнах, надеюсь, очень прочных и хорошо закрепленных под потолком.

И еще. Может неплохо, что канула в Лету любимая фраза EkaterinыL - "Даже лучшие из них тени, а худшие - тени теней"? Если только это перевод сказанного Тезеем: "The best in this kind are but shadows; and the worst are no worse, if imagination amend them".

Говорят, что в 1964 году Прискорбную комедию о прежестокой гибели Пирама и Фисбы разыграли битлы, Маккартни - Пирам, Леннон - Фисба, Стар - Лев, Харрисон - Лунный свет.

С чем полностью соглашусь с EkaterinойL, так это с оценкой другой ночи - "Двенадцатой ночи" Каменьковича, которую помню еще по 39 аудитории ГИТИСа. Несколько лет тому назад ее показали на Рождество после большого перерыва на Новой сцене. Это было восхитительно, актеры получали не меньшее наслаждение, чем зрители, в театре царила блаженная свобода. Тот рождественский показ "Двенадцатой ночи" и вспомнился на премьере "Летней ночи", вспомнились и две другие постановки Ивана Поповски в Мастерской - "Приключение" и "Балаганчик".
Как же хочется увидеть на сцене Мастерской "Балаганчик" ...
#сонвлетнююночь #двенадцатаяночь #питербрук #евгенийкаменькович #иванпоповски #39аудитория #гитис #уильямшекспир #театрглобус #балаганчик #приключение

Re: это был дивный Сон ...

3 июня 2015, 01:32, briedis

Да, это было необыкновенное театральное явление. От первой до последней минуты.

Вы входите в зал, взгляд на сцену, а на занавесе - световая проекция четырех колонн, пусть это образ афинских колонн, но зрителям Мастерской не надо пояснять, что это за колонны.
А заканчивался спектакль ошеломляющей овацией. Это была далеко не театральная реакция, зал стоял, крики "браво" буквально утонули в аплодисментах, каких-то плохо контролируемых восклицаниях, гуле, свисте и, простите за натуралистичность, мычании. Около меня кто-то крикнул "ура", но остался на месте.

Все, что происходило между этими двумя моментами, даже хоть как-то пересказать на Форуме невозможно, надо каждой составляющей спектакля посвящать отдельное сообщение.

Отдельно -Ивану Поповски, режиссеру, одному из основоположников Мастерской, его возвращению с новым спектаклем.
Отдельно - намекам и цитатам из других спектаклей Мастерской, как в сценографии, так и в подборе актеров и в их игре.
Отдельно - музыкальной нити спектакля.
Отдельно - фирменным фоменковским трюкам, так называемым лацци - комическим вставным номерам и цирковым трюкам, использованию проходов в зрительном зале.
Отдельно - сценографии, свету, восхитительному использованию легчайшей ткани, особенно в сценах сновидений.
Отдельно - об игре актеров.

Что особенно порадовало меня. В этом спектакле большие роли играют и основоположники, и совсем молодые актеры - недавние стажеры. Они почти не появляются вместе на сцене, но тем не менее. Ничего особо глубокого или странного в подобном разделении нет, так уж исторически сложилось - в старых спектаклях молодежь занята в небольших ролях, а новые спектакли с участием основоположников появляются не так часто, как хотелось бы.
Труппа большая, актеры талантливые, амбициозные, не может быть ровных отношений между всеми, кто-то с кем-то не хочет играть, кто-то кого-то не хочет играть. К тому же у Мастерской две сцены, а у зрителей - память на театральные истории, невольно беспокоишься.
Поэтому радуешься за Мастерскую, радуешься за Мастера, когда видишь на одной сцене актеров разных поколений, а сестер - среди близких на свадьбе молодой актрисы.

Удивили молодые исполнители. Ирина Горбачева обратила на себя внимание еще в своих первых небольших работах, бешено талантливая актриса, уникальная, работяга, пока ее ограничивают характерными ролями, но она обязательно раскроется и как романтическая героиня.
Неожиданно остро сыграла рожденная для романтических ролей Серафима Огарева, с такой внешностью так играть может только очень требовательный к себе человек.
Совершенно потрясает в своих ролях в "Сне" Амбарцум Кабанян, который после стажировки и зачисления в труппу Мастерской, как мне кажется, вышел на новый уровень. Диалоги его героев с героями Карэна Бадалова, к тому же близкого ему по пластике, живо напомнили третью часть "Триптиха".

В создание спектакля вложен огромный труд, это видно. Возможно это и минус, что видно. А может - и нет.

На Форуме некоторых посетителей раздражает то, что большинство зрителей только восхищаются и творчеством, и организацией театрального дела в Мастерской. Но если нет возможности перечислить все положительное, нелепо говорить об отрицательном.
(Хотя можно было бы сообщить, что в перерыве в туалете кто-то налил на пол. Возле умывальника. И зеркало забрызгали. Все было убрано к концу спектакля, но когда решения проблем останавливали участников дискуссий. Можно было бы сообщить, но не буду.)

И о музыке. Может не все знают, что Мендельсон написал знаменитый марш в середине 19-го века именно для пьесы "Сон в летнюю ночь", именно под эту мелодию заключали свой брак заколдованная царица Титания и Осел. А в наше время под эту мелодию, которая исходно имела ироническое предназначение, молодожены делают первые шаги в новую жизнь.

И о дате предпремьерного показа. 31 мая, когда спектакль заканчивался, было уже темно, наступала первая летняя ночь года, заканчивался Сон ...
#сонвлетнююночь #иванпоповски #амбарцумкабанян #иринагорбачева #карэнбадалов #серафимаогарева #мендельсон

СТИ "Шествие"

19 апреля 2014, 17:37, Времезова

Посмотрели в СТИ "Шествие" -- поэтический спектакль по Иосифу Бродскому. Поставила Вера Камышникова ("Фантазии Фарятьева"), а композитор -- Николай Орловский.Спектакль чудесный, очень сильный, зрелый, не смотря на молодость актеров, по силе эмоционального впечатления напоминает "Приключение" Ивана Поповски. И, конечно, чувствуется ШКОЛА Петра Наумовича. Попасть на спектакль очень сложно.
#СТИ #студиятеатральногоискусства #иосифбродский #веракамышникова #николайорловский #фантазиифарятьева #иванпоповски #приключение

"Все равно успех !"

19 января 2014, 00:49, a-sandra

Спасибо за возможность продлить новогодние праздники с Вашим капустником !
Дуэт Топцов - Литовченко, женовачи и Колубков, Иван Верховых, бояре ... Музыкальное сопровождение...
А при появлении Ивана Поповски ощущение, что снова впервые смотришь "Владимир III степени" и не было прошедших 20 с лишним лет.
#капустник #капустник2014 #владимиртопцов #максимлитовченко #алексейколубков #иванверховых #иванпоповски #владимирiiiстепени

Re: Поздравление с Новым годом

5 января 2014, 22:13, briedis

Замечательно, что форум Мастерской заметно оживился накануне Нового года.
Жаль только, что оживился он только после сабжа "Поздравление с Новым годом", поздравления хамского, в том самом, мягком, можно даже сказать, близком к библейскому пониманию этого слова. Пониманию хамства, как пренебрежительного отношения к культурным запретам (Даль дает более грубое, более узкое определение). Хорошо еще, что, хоть это и против традиции, удалось заменить сабж (т.е. название поля, в котором указывается заголовок темы).
Хамский агрессивный стиль популярен на форумах спортивных фанатов, хотя в Новый год даже фанаты так не поздравляют ни свои команды (видимо, они свои команды не так сильно любят), ни команды соперников.

Как непосредственная, животная реакция на действительность, хамство не предполагает высокого культурного уровня. Не предполагает высокого культурного уровня человека наличие хорошей библиотеки, музыкального образования, научного звания, многолетнего опыта посещения театров, выставок, хотя и дает возможность осознавать себя не хамом, а конструктивным критиком. Хамство, окружающее нас, и связанная с ним агрессия на самых разных уровнях - это отдельная, большая и очень интересная тема. Вечная тема. Как и тема противостояния хамству.
Как там было в поздравлении? - "Иначе состаритесь до времени, и - кому вы тогда будете нужны, с вашим замшелым, доморощенным аристократизмом?" К моему любимому словосочетанию "магический реализм" теперь добавится новое - "замшелый доморощенный аристократизм".

Приятно, что на форуме преобладает мягкая форма противостояния - как легко начать с простейшего вопроса - "Дорогой Илюша, когда у вас день рождения? Очень хочу поздравить".
Некоторое время назад гостил у своих знакомых в Германии по фамилии Парнох. Однажды в выходной день мы увидели на бульваре мима - живую скульптуру, прохожие и туристы останавливались, тоже замирали, стараясь уловить хоть одно движение уличного актера, подходили близко, отходили на почтительное расстояние. Вдруг появился подвыпивший мужчина, который хаотично двигая всеми конечностями, включая голову, начал приближаться к актеру, пытаясь более-менее свести глаза в его направлении и бурча нечто нечленораздельное. Поразила мгновенная, почти рефлекторная реакция окружающих, все медленно и бесшумно сделали несколько маленьких шажков в направлении актера, казалось, просто переступили несколько раз с ноги на ногу. Эта оборонительная, совершенно не агрессивная сплоченность остановила пьяного, показалось даже, что продолжил свой путь более трезвым.

Извините, отвлекся.
Приятно, что на форуме преобладает вежливая форма противостояния, отдающая замшелым аристократизмом - высказываются противоположные мнения о спектаклях, участники мягко намекают, что одним зрителям могут нравиться одни спектакли, другим - другие. Кто-то комплиментарно допускает, что различие в оценках может быть связано с разным уровнем образования, но полагает, что и менее начитанные тоже бывают в театре, и имеют право восхищаться, в том числе на форуме. Кто-то пытается разобраться в том, какие спектакли все-таки нравятся Поздравителю - то после Русского человека не создали ни одного "конвертируемого" спектакля, то вдруг Дар, поставленный через год - образец сценического искусства (в конце концов, оказалось, что можно гордиться только четырьмя спектаклями, премьера последнего из которых была около десяти лет назад).

Хочу подчеркнуть - Поздравитель, как и любой другой зритель, может высказываться на форуме, но надо стремиться не выходить за рамки приличия, что раньше удавалось. Действительно, раньше было что обсудить.
Возьмем майский пост Поздравителя по поводу премьеры Египетской марки. Рискну предположить, что в том случае еще сказывалось влияние Олега Ефремова, который часто использовал антитезу, в самом первом предложении его слова будущий Поздравитель своеобразно интерпретировал, и далее в посте уже использовал местоимение "мы". Вначале, цитирую - "это очень красивый, стильный, эстетически безупречный спектакль". И был бы спектакль "образцом стиля Мастерской", если бы не включение в спектакль отрывка из статьи Мандельштама.
И далее своеобразно интерпретируются разные источники, которые должны объяснить читателю поста, что спектакль хуже Египетской марки в Мастерской еще надо поискать. Возникает подозрение, что статью Мандельштама "Художественный театр и слово" Поздравитель читал, но не знает, что именно вызывало неприятие автора в постановке нескольких пьес (!) в МХТ. В противном случае число режиссеров, в том числе с другой кровью, могло уменьшиться.
Можно поспорить с результатами упражнения Поздравителя с ударением в фамилиях Парнок и Болконский. Уже упоминал своих знакомых по фамилии Парнох, причем с ударением на первом слоге. У Софии и Валентина в семье эту фамилию произносили с ударением на втором. Это не значит, что фамилию можно произносить в спектакле как угодно, но и фантазиям тут не место, и для аналогии вместо фамилии Болконский более правильно использовать фамилию, например, Иванов, которая допускает оба ударения. Кстати, фамилия Валентина - Парнах, и она склоняется в русском языке. Можно поспорить и с тем, кто был прототипом Парнока, сам автор, или Валентин Парнах, был ли Валентин во время событий, описываемых в повести.
Одним словом, тот, первый, пост еще можно обсуждать. И температуру 37.7, и многое остальное. Но в постах этого года пошли безапелляционные заявления, пример - нет шансов, что придут другие режиссеры, другой крови (?). Aiskiai as neturiu nieko pries Rima Tumina ir Mindauga Karbauski, но у режиссеров свои театры, в которые они пришли в нелегкие времена, хотя Карбаускиса легко представляю с новым спектаклем в Мастерской, и Женовача, и Поповски тоже (вот бы восстановить Балаганчик).

Представляю, какими интересными для всех могли бы быть встречи в Мастерской со своими зрителями, если бы не перспектива столкнуться с "требовательным зрителем". О каких творческих встречах можно мечтать, когда "конструктивные критики" со своей правдой буквально вылезли на сцену московского театра во время спектакля
#сновымгодом #египетскаямарка #мандельштам #дар #русскийчеловекнаrendezvous #иванпоповски #сергейженовач

нет шансов

2 января 2014, 13:54, Катя7

Ну нет - так и нет. Зато шансы есть у зрителя: захочет он Туминаса - пойдет в Вахтанговский, захочет "позднего", так сказать, Ивана - пойдет в Центр оперного пения (а захочет "раннего" - мимо фоменок все равно не пройти). У зрителя всегда есть возможность проголосовать рублем, и полные залы МПФ были бы тому лишним подтверждением, да и то, если б я собиралась что-либо кому-то доказывать:).
А за "новой кровью" и "ломкой шаблонов" - это вам, товарищи (ну, кто пойдёт, конечно), в Гоголь-центр.
:)
#римастуминас #иванпоповски #гогольцентр

Re: :)

4 сентября 2004, 00:20, Мастерская Фоменко

1) Не знаем. Не мы продюсеры и дистрибьютеры этого фильма. Как и вы, следим за рекламой и ждем.

2) Иван Поповски обещает порадовать в середине октября зрителей Театра музыки и поэзии п/р Е. Камбуровой премьерой спектакля под рабочим названием "Абсент". А затем - у него планы на постановку в нашем театре. О названии промолчим пока - из суеверия. :-)
#долгоепрощание #иванпоповски #театркамбуровой #абсент

:)

3 сентября 2004, 13:44, sunflower

Добрый день, любимый театр!
Поздравляю с открытием нового сезона и обновлением сайта! Огромное спасибо, что вы есть :)
С нетерпением жду премьер "Советника" и "Трёх Сестёр" :)
Пожалуйста, подскажите 1) где можно посмотреть фильм Сергея Урсуляка с Полиной Агуреевой "Долгое Прощание"? 2)Над чем сейчас работает Иван Поповски и побалует ли нас новым фантастически прекрасным спектаклем? :)
С уважением, Марина.
#полинаагуреева #долгоепрощание #иванпоповски