RuEn

Форум

#носорог

#Носорог

10 марта, 11:01, Николай Шуваев

Записки дилетанта.

№ 45. Мастерская Петра Фоменко. Носорог (Эжен Ионеско). Реж. Иван Поповски.

Прививка от бешенства.

Пьеса драматурга Эжена Ионеско, классика театрального авангарда и одного из основоположников «Театра абсурда» (или «Театра насмешки» - этот термин был ближе автору), была написана в 1960 году и пережила множество постановок по всему миру и до сих пор не утратила актуальность. Публика не сразу приняла Ионеско - он шутил по поводу бурных скандалов, сопровождавших его спектакли: «если неуспех будет распространяться таким образом, он превратится в триумф». В Москве, запрещённого в Советском Союзе «Носорога» до «Фоменок» ставили лишь дважды. Таким образом, спектакль, поставленный режиссёром Иваном Поповски, родившемся в Македонии (на сегодняшний день он поставил четыре спектакля для театра) – явление на театральном небосклоне достаточно редкое.

В пьесе в аллегорической форме показано завоевание общества определённой идеологией. Лишь считанные единицы способны разглядеть казалось бы очевидную опасность и не стать «носорогом» как все. Интеллектуальный конформизм и толерантность незаметно превращают сбившееся с пути общество в стадо рычащих толстокожих животных. Жертвами становятся все: и мужчины, и женщины, и молодые, и старые, и богатые и бедные. Все. Даже самый непримиримый персонаж - правдоруб Ботар сдаётся со словами: «Нужно идти в ногу со временем!». Из честного человека получается честный носорог. В блестящих, остроумных диалогах высмеивается безжизненный формализм логики, сугубо рациональный подход, приводящий к абсурду: «Все кошки смертны. Сократ смертен. Следовательно, Сократ — кошка …А ведь верно, моего кота как раз и зовут Сократ… Значит, Сократ был кошкой! …Так нам сейчас доказала логика».

Единственный, кто к финалу избегает психологически уютного "оносороживания" - критически мыслящий по отношению и к окружающим и к себе, пьющий нонконформист Беранже. Этот одиночка скверно выглядит: небрит, непричёсан, помят, вечно мается похмельем, несерьёзен, «ни о чём не думает», на работе пассивен и вял, полон страхов и неуверенности, но именно он не сдаётся, готовый защищаться один до конца против всех, чтобы остаться «последним человеком». Именно у неудачника (для большинства) Беранже хватает внутренних интеллектуальных и душевных сил, чтобы устоять в схватке против общества и именно этот хрупкий и ранимый человек выходит из неё победителем. Все остальные, несмотря на свою кажущуюся неколебимость, самоуверенность, облачённые в панцирь из социальных доспехов рано или поздно ломаются будучи не в состоянии сделать единственно правильный нравственный выбор – остаться собой, не поддавшись желанию быть «как все», комфортным большинством, бессмысленным звериным стадом.

Иван Поповски создал на сцене светлое, домашнее, сказочно-уютное пространство, разноцветный провинциальный мирок с мягкими цветами в пастельных тонах. Но с первых же минут на краю сцены контрастом появляется мрачная, чёрно-белая обезличенная, немая троица в котелках (напоминающая персонажей Рене Магритта) с забинтованными лицами, издающая глухое, угрожающее рычание (не прекращающее негромко звучать из динамиков и в антракте, поднимая градус тревожности и создавая специфическую атмосферу). С течением времени присутствие тёмной, незримой силы, которую они символизируют, будет всё назойливей, явственней, отчётливее. Обыватели у Ивана Поповски постоянно находятся вместе, они близки и дружны, представляя собой одно целое. Эти люди заодно, даже если спорят друг с другом. В их танцах видна синхронность. Людская масса символизирует, таким образом, единую социальную общность.

Главной задачей режиссёра стояло показать процесс трансформации, то, как мир людей под натиском «носорогов» превращается в мир зверей, как поддаются, психологически ломаются люди, становясь животными. Центральное, переломное место спектакля занимает плавная, оригинально придуманная и скрупулёзно показанная метаморфоза, происходящая с Жаном (Олег Нирян), приятелем Беранже. Персонаж понимает, что болеет и сопротивляется, как может, но хватает его ненадолго. Он кричит, шумно фырчит, чешется, бегает по кругу, опрокидывает предметы, пожирает апельсины с кожурой, валяется, купается в грязи. Постепенная утеря человеческого содержания, морали завершается утерей человеческого облика. Последними словами становятся: «Я тебя растопчу, растопчу!». Непосредственно носорогов режиссёр старается не показывать, ограничиваясь намёками, силуэтами, тенями, рёвом, но этого оказывается вполне достаточно.

Процесс трансформации затрагивает всё и вся: и человеческие личности (знакомых, коллег, друзей, возлюбленную, наконец) и декорации (двор выворачиваясь наизнанку предстаёт офисом, затем квартирой, и напоследок маленькой каморкой главного героя). Мир заполняется агрессией, сжимается раз за разом вокруг Беранже. Крепко сбитый, дружный и жизнерадостной человеческий социум по злой воле неотвратимо превращается в толпу животных. Носороги незаметно становятся фактом, данностью и к ним привыкают даже скептики, превращаясь в апологетов. Отдельного слова заслуживает выбор исполнителя главной роли - харизматичного Кирилла Пирогова, органичного в ней настолько, что, кажется, играющего самого себя.

Прочтение пьесы Иваном Поповски очень подробно, во многом буквально (вплоть до клинически точно воспроизведённого фырканья, которое издаёт Ботар), но от этого выиграют зрители не читавшие текст. Обратной стороной такого метода является некоторая затянутость, но она скрашивается благодаря фирменной Фоменковской лёгкой подаче, воодушевлённой игре актёров и эмоциональным диалогам.

Тема, поднятая в спектакле исключительно важна для любого, особенно такого политизированного как наше общества, где каждый является в той или иной степени «носорогом». «Оносороживание» непрерывно идёт со всех сторон, поэтому так необходимо иметь интеллектуально «противоядие» в качестве которого спектакль и выступает. И тот факт, что «Носорог» успешно идёт на сцене Мастерской Петра Фоменко уже более десяти лет вселяет надежду и придаёт оптимизм.
#носорог #иванпоповски #олегнирян #кириллпирогов

Re: Воля и мир Каменьковича

1 марта 2016, 10:07, БВГ

Не скрою, приятно, что о тебе помнят :)

Глушков и меня до глубины души поразил в каком-то из спектаклей в ГИТИСе. Наверное у женовачей. Я сразу вспомнил тогда потрясающий фильм "Бал" Эторэ Скола. Когда увидел спектакль, поставленный Глушаковым, в репертуаре Мастерской, сразу захотелось посмотреть, но... так до сих пор и не собрался. Новая (и интересная!) работа отнимала почти все время (сейчас имею возможность писать на Форуме только потому, что временно нет заданий, начало года), да и пристрастился в походам в Дом Музыки... и то интересно, и это :). Но сейчас решил наверстать упущенное.

А как Вы относитесь к моим дилетантским оценкам "Волемира"? Очень возможно я действительно "пишу свою пьесу", но мне кажется под таким углом зрения все выстраивается в логическую цепочку. Но хотелось бы и Ваше мнение послушать. Вообще, я благодарен Форуму и тем, кто полемизирует со мной. В "пылу" полемики, когда ищешь аргументы в свою пользу, увиденный спектакль открывается с другой стороны! И о нем значительно дольше помнишь. А если нет такой возможности (поделиться впечатлениями и, главное, поспорить), он быстро забывается. Ну, если это конечно не такие гиганты как "История лошади", например. Для меня "Носорог", например, во время полемики настолько "высветился"! Я нашел тогда для себя там такие тонкости, которые, безусловно, иначе прошли бы мимо и забылись бы конечно.
#олегглушков #носорог #волемир

Re: отзыв:)

29 февраля 2016, 10:48, БВГ

Спасибо, Алена, за эти интересные мысли. Хорошо бы подобных постов на нашем Форуме было бы побольше, а то он превратился в купи-продай с незначительным количеством КРАТКИХ восторженных реплик. А ведь когда-то какие интересные темы тут обсуждались...
Дополняя Ваш тезис "искусство не познается разумом" хочу согласиться, что да, именно в этом театре после некоторых спектаклей мне тоже не хочется ничего анализировать. Просто идешь и улыбаешься (как Вы правильно заметили).
Но так бывает не всегда. Некоторые спектакли стимулируют как раз желание их осмыслить, понять идеи, которыми руководствовался режиссер. Т.е. есть спектакли ДЛЯ ДУШИ, а есть ДЛЯ УМА.
Примером первых для меня были "Месяц в деревне", "Волки и овцы", "Война и мир".
Примером последних для меня был Носорог, например. И вот новая премьера, пожалуй, тоже.
#дар #носорог #месяцвдеревне #волкииовцы #войнаимир

Re: Воля и мир Каменьковича

28 февраля 2016, 02:15, БВГ

Прежде всего спасибо, что надоумили меня пойти на премьеру. Увидев развернутое сообщение и начав его читать, я понял, что надо сходить и самому посмотреть (так получилось, что последние 4 года я не посещал любимый театр). Дочитывать не стал (чтобы не "формировать" заранее впечатлений). Сегодня посмотрел спектакль, понравилось, захотелось "вспомнить былые баталии здесь на Форуме", написал пост. Сейчас прочел Ваше сообщение до конца. В целом наши впечатления совпали. Но вот что хочу по этому сообщению прокомментировать.
1) Конечно, это не абсурдистская пьеса, но прочитав Ваше упоминание о попытках причислить ее к таковым невольно вспомнил свои первые впечатления (я их описывал). Видимо ЧТО-ТО в пьесе такое "витает" :)Да и судя на "перефраз" с Носорогом сигналов "изменения" состояния героев (я об этом писал в своем посте) у авторов спектакля тоже какие-то ассоциации имели место.
2) А на сегодняшнем представлении язык "Эйнштейном" был все-таки показан :)
3) Вы правильно отметили роль газет в ТОЙ нашей жизни. Но не кажется ли Вам, что в данном случае газеты для Волемира и Соседа несут еще и дополнительную смысловую нагрузку: для Волемира - бумажные кораблики, что-то иллюзорное, для соседа - они как бы вместе со стенами отделяют его от общества?
4) Понятны образы проплывающих бумажных корабликов (воспоминания Волемира), но вот я не совсем понял смысл проходящих на заднем плане чудовищ. Уже сейчас пришла ассоциация со "Сном разума рождает чудовищ" и всей серией "Капричос" Гойи, но не точно помню, в какой момент они проходили. Может это иллюстрация некоторого помутнения рассудка? Или это "предвосхищения" сцены в финале, где он иллюстрирует "нахождение младенца в чреве матери"? Как Вы думаете?
5) Мне не пришло в голову сравнить разговоры Волемира и Человека из ванны со спором "физики-лирики". Возможно, это имеет место. Но уж никак не вяжется у меня Человек из ванны с Сундуковым. Тот чудак - а это думающий человек, готовый сформулировать толковые мысли. Уж скорей ученый из "9 дней одного года".
6) И последнее. Когда сформировали курс Каменьковича-Крымова я с нетерпением ждал их спектакли, поскольку понимал, что два ТАКИХ различных мастера способны сформировать "гремучую смесь". Но увы! Как раз в эти годы у меня не получилось ходить на просмотры в ГИТИС. Так досадно, но уж тут ничего не поделаешь. Не подскажите ли, кто именно из этого курса играет в обсуждаемом спектакле?
Буду признателен, если Вы ответите на мои вопросы.
#волемир #носорог #евгенийкаменькович

Князь Мышкин из Страны Советов

28 февраля 2016, 01:39, БВГ

После более чем 5-ти летнего перерыва выхожу на форум потому что захотелось высказаться по поводу последней премьеры Театра.
Замечательный и серьезный спектакль создали фоменки. Смотрел на одном дыхании. Вначале невольно вспоминался Носорог (чему, вероятно, способствовали световые фиксации этапов "падения" главного героя; в Носороге, как вы, наверное помните, фиксации "оносороживания всех окружающих" были звуковые); разница только была принципиальная: там менялись все окружающие Главного героя, а тут менялся он сам. Но чем дальше, тем более прослеживалась для меня аналогия с князем Мышкиным. Только вот под воздействие основополагающего принципа советской действительности - "кто не с нами - тот против нас" Волемир через какое-то время начинает стремиться стать как все. Впрочем, я, пожалуй, зря делаю акцент на "советской действительности"; наверное в любом современном обществе Волемир был бы "инородным" субъектом. Особенно разительно противопоставление Волемира (с его воспоминаниями - бумажными корабликами и алыми воздушными змеями) и его Соседа (основной мечтой которого - взять в кредит, а достижением - выплатил кредит; а газетные листы в его квартире символизируют надежные стены, за которыми он отгораживается на какое-то время от общества, и ведет себя так как хочется, а не так как принято). Надо сказать, что персонажи спектакля - умело смоделированный срез советского общества 60-тых годов. Основная масса - жизнерадостные оптимисты (с вариантами "неустроенной девственницы", которая в итоге присоединяется к большинству), небольшая часть - изгои: помимо Волемира это и "ярый сталинист". Не мудрено, что тот принимает Волемира за своего и создает для него "вторую замочную скважину" (по выражению Волемира). Кроме вышеперечисленных есть "здравомыслящая середина" в лице "Человека из ванной". Именно его устами произносятся основные фразы-выводы (полагаю, взгляд автора). Ключевым считаю фразу, произнесенную им, когда Волемир обозвал его щукой, а себя лебедем: "... если бы не лебедь, телега давно бы оказалась либо в пруду или в канаве".
Отдельно хочу сказать о ПРЕВОСХОДНОЙ игре Томаса Моцкуса (Волемир). С первой до последней сцены от полностью органичен, не допущена ни одна "фальшивая нота".
И наконец, хочу похвалить музыкальную ретро-среду спектакля. Все ОЧЕНЬ точно. Начиная от песни "Тяжелым басом рванул фугас..." из замечательного фильма "Последний дюйм" (между прочим провозглашающим победу над "ИХ" индивидуализмом коллективизма и взаимовыручки, считавшимися НАШИМ достоянием) и кончая массовым увлечением сиртаки.
В целом спектакль при всей сложности поставленных проблем смотрится легко и местами весело
#волемир #томасмоцкус #носорог

"перевру" wording на свой манер Re: Носорог и Совр. идиллия

18 января 2016, 17:24, Катя7

НОСОРОГ - очень сильная пьеса... Актёры, совершенно определенно, виноваты, ибо придают авторскому замыслу дополнительные энергию, колорит и красоту. +Усматриваю в этом вину режиссера и всех, работающих на спектакле.
А вот "декорации", их "расположение" на сцене и их "движение" от спектакля к спектаклю ведут себя по-разному :)! Но всё равно - брависсимо!
#носорог #современнаяидиллия

Re: Носорог и Совр. идиллия

17 января 2016, 00:13, SAM9m

Спасибо за комментарий. Я сравнил Носорога и Идиллию только потому, что больше ничего другого в этом театре и не видел. Как сейчас считаю: "к сожалению". А на Идиллию пошёл просто как в театр, где, как я понял, работал Юрий Степанов. Захотелось посмотреть на коллектив, в котором он работал. Юрий Степанов - он меня поразил в каком-то фильме... Выяснил фамилию артиста, выяснил, где он играл, пошёл к нему в театр, потому что такой актёр не мог бы работать где попало.
А Носорог...Вы точно сформулировали: "...не задел".И, как мне кажется, именно потому, что в нашей...жизни всё гораздо круче.
#носорог #современнаяидиллия #юрийстепанов

Re: Носорог и Совр. идиллия

16 января 2016, 22:28, a-sandra

Разве можно обижаться на зрителя за его мнение об увиденном ?
Но,на мой взгляд,сравнивать "Носорога" и "Современную идиллию" невозможно.Это как сопоставлять танец из "Моряков и шлюх" с танго в "Заходите-заходите". Совершенно непохожие литературные первоисточники, да, и сами постановки. Театр абсурда Ионеско,стиль которого и при прочтении подчас отвергаешь, и ,так любимый мною формат "домашнего театра" в "Идиллии".
Правда, мне в последние годы кажется, что в нашей стране Ионеско не менее актуален, чем Салтыков-Щедрин.
А,насчет мнения "слабый - не слабый",значит,не задело... Вспомнилось,как лет пять-шесть назад в разговоре с сотрудницей театра, меня очень искренне убеждали, что актер,исполняющий главную роль в спектакле Евгения Борисовича - слабый и смотреть мне надо не тот состав, на который хожу я. До сих пор помню это неподдельное удивление от моего выбора. Столько лет прошло,актер этот давно в спектакле не участвует. Только и я больше не хожу на этот спектакль, хотя остальные любимейшие свои постановки смотрю в разных составах.
#носорог #современнаяидиллия #евгенийкаменькович

Носорог и Совр. идиллия

16 января 2016, 20:25, SAM9m

НОСОРОГ - очень слабая пьеса...Актёры, кажется , не виноваты. А вот "декорации", их "расположение" на сцене и их "движение" - впечатляют! Очень хорошо! В чём дело? ...Недавно смотрели СОВРЕМЕННАЯ ИДИЛЛИЯ. Так это совсем другое дело! Просто блестящий спектакль ! Тогда стал думать, что все спектакли театра такие! Но нет! Носорог - "не такой"...
P.S. Не хотелось бы никого обижать, так что, если что, учитывайте, что я, конечно, дилетант. Просто покупал билеты on line, и, кстати, это 'работает"!, а робот театра попросил выложить отзыв о спектакле :-))
#носорог #современнаяидиллия

Re: О посещении театра

13 ноября 2015, 14:52, Pavel9o

Добрый день, несколько раз был в вашем театре с возлюбленной, ей как и мне все нравится в Вашей мастерской, не скажу что все служащие театра очень вежливы, но я думаю когда большой наплыв людей, сотрудникам так же как и нам не до любезностей. Вчера так же были на спектакле "Носорог"
Но к сожалению до конца спектакля мы остаться не смогу, когда уходили поинтересовались чем закончится. Девушка из гардероба ( восточной внешности) все понятно объяснила, и сказала " обязательно приходите снова". Мы поинтересовались какие спектакли посмотреть еще, девушка перечислила свои любимые, а потом и вовсе брошюру принесла на след месяц, и сказала что в вестибюле напротив касс стоят буклеты о каждом спектакле с картинками. Остались очень довольны!
#капельдинеры #гардеробщики #носорог

О посещении театра

13 ноября 2015, 00:13, Irra

Здравствуйте. Сегодня были на прекрасном спектакле "Носорог". Как говорится:"театр начинается с вешалки", только не все сотрудники вашего театра это понимают.
К примеру, в этот вечер в гардеробе работала девушка восточной внешности. Как зовут ее мы не знаем. Девушка красивая, но совершенно не умеющая работать с людьми.
После нашего "доброго вечера" в ее адрес, она не сочла нужным на это прореагировать и с СУРОВЫМ и очень недовольным лицом, НЕБРЕЖНО взяв наши пальто, она выдала нам номерки.
Мы так же попросили взять сумку и оставить ее в гардеробе. Она, совершенно спокойно, плюхнула ее на пол. Именно на пол, вместо того, чтобы повесить вместе с пальто.
Хотим отметить, что когда мы уходили после спектакля, то все сумочки и пакеты, а так же зонтики, были кем-то очень бережно повешены на вешалки.
А ИЗНАЧАЛЬНО НЕЛЬЗЯ ЭТО БЫЛО СДЕЛАТЬ?
Когда мы приходим к кому-то в гости, общаемся с людьми, то после каждой встречи у каждого из нас остается впечатление о встрече, о людях.
А что происходит в вашем театре, почему такие суровые сотрудники? Это уже не первый случай. Эта же девушка, в свое время рассаживала зрителей и в той же довольно грубой форме, предлагала НЕ ЛЮБЕЗНО ПРИСЕСТЬ НА СВОБОДНОЕ МЕСТО, а что-то примерно из серии:"Сядьте вот тут и побыстрее".
Мы посещаем ваш прекрасный театр уже много лет и наша задача, не осудить этого человека, но донести до сотрудников, довольно молодых и пока не очень опытных в плане общения со зрителями, что работать в таком театре великое благо и что любой человек мечтал бы оказаться на их месте. Очень жаль, что они этого не понимают.
#носорог #капельдинеры #гардеробщики #жалоба

Носорог 7 октября 2015

8 октября 2015, 10:34, Олеся Абрамова

Добрый день!
Благодарим Петра Наумовича за театр! 7 октября 2015 смотрели спектакль "Носорог". Очень понравилось! Противоречивые чувства и переживания! Весь спектр эмоций! Актерская игра прекрасна! Музыка, свет, декорации, атмосфера - высший класс! Полное погружение в действо. Будем рекомендовать всем знакомым и друзьям! Обязательно придем еще не раз! Спасибо ОГРОМНОЕ!!
#носорог

про "Раскоп"

3 февраля 2015, 16:30, otsvet

...а ещё Кирилл Пирогов поёт джаз, и босанова в саундтреке тоже,
и это их прекрасное трио - зануда-Нирян и Тюнин-безбашни,
счастье - прямо как в "Носороге" много лет назад,
и история хороша - ну почти трое в лодке,
в общем - были мне радость, и умиление, и м.б. счастье.
#раскоп #кириллпирогов #олегнирян #никитатюнин #носорог

Re: Отзыв на "Носорог"

19 декабря 2014, 21:22, Вераника

Спасибо! Впервые побывала в мастерской Петра Фоменко и была приятно удивлена! Уютный зал с удобными креслами, атмосфера домашняя и располагающая к просмотру картины.
Спектакль «Носорог» поразил, такого я давно не видела на сцене. Начинается всё просто и ненавязчиво, не располагая к чему-то необычному. Красивые и опрятные французы, приятная музыка, царит радостная и светлая атмосфера. Но вот только один пьяница Беранже выделяется из общей, довольной жизнью, «серой» массы...
Сразу предупреждаю, что спектакль не для всех. Например, двое мужчин в костюмчиках, сидевшие рядом, ушли спустя первые полчаса (жаль, что они не дождались сцены с болотом). Спектакль заключает в себя философский смысл и что бы его понять и оценить, важно думать. И думать не стереотипно.
Музыка, спецэффекты, сцены с «превращениями», последний монолог главного героя — всё оставило сильное впечатление, очень смело и ново. Приду ещё не раз!
#носорог

Отзыв на "Носорог"

18 декабря 2014, 14:27, ВалентинаН

Очень понравился спектакль! Для тех, кто любит экзистенциализм.
В зале было большое количество студентов, и некоторые явно не привыкли к такому сюрру, может не готовы были. Хотелось бы донести до тех, кто не понял этой пьесы: это очень тонкая и славная ирония на наше общество. Философская притча о том, как мы сами себе выбираем какие-то рамки, стандарты, а потом под них пытаемся подстроить себя же. О том, как легко оказывать влияние на массы, как легко идти на поводу у этих самых масс. Как мы вроде бы боремся за собственную индивидуальность, а на деле оказывается, что нам проще и приятнее быть такими же, как все (какими бы они ни были - людьми ли, носорогами)

И самое главное - даже если ты остался сам собой в этом дурдоме - ты всё равно думаешь, что ты был не прав и что-то сделал не так и уже жалеешь о том, что остался собой. Это всё гениально выражено в заключительном монологе.

Сама постановка тоже очень понравилась - звуки, сценические решения... Сцена с "болотом" меня покорила!
#носорог

Носорог

16 ноября 2014, 20:25, Никита Лавренов

Люди с замотанными лицами, отсылающие к Магритту, появившиеся сразу после погашения света в зале, подкупают с первых секунд спектакля. И вот сидишь, завороженный, - и вдруг проносится носорог, и вдруг становится страшно, невероятно страшно! Метафора выбрана очень сильная и ёмкая, трудами коллектива мастерской она красиво изображена на сцене. Ко второму акту спектакля уже и в зале намечается дифференциация на Беранже и носорогов, отчего становится еще более страшно: спектакль сходит со сцены в зрительный зал - не в этом ли гений режиссера?
P.S. Спасибо Вам, что сотрудничаете с МГУ!
#носорог

Носорог 13.10.14

16 октября 2014, 15:08, almsu

В одном из предыдущих постов писали, что "Носорог" оставляет после себя ощущение СТРАХА. Поймал себя на том же. Выйдя на улицу, ещё несколько минут "привыкал" к шумам города, слишком уж они напоминают рев людей-носорогов...
За это глобальное погружение (второй акт прошёл на одном дыхании), за потрясающе изображенную ИДЕЮ (при минимуме декораций и максимуме актерского мастерства) говорю "ОГРОМНОЕ СПАСИБО!"
Уже второй спектакль Вашего театра находит отклик в моей душе.
#носорог

Носорог

6 августа 2014, 01:12, Valentintinka

Бегло просмотрела рецензии на «Носорога» прошлых лет — почти везде говорится, что спектакль разваливается, нет цельности, что слишком затянут... Сама постановка спектакля шла долго, многое не получалось. Это говорит о том, что спектакль сложный, нужен подход, понимание всеми актерами, что они делают... По моим, чисто субъективным, ощущениям спектакль дозрел, собрался.
Меня он зацепил странным, необычным для спектакля чувством, которое рождается во время и остается после просмотра — это страх. Обычно происходящее на сцене действует по-другому: ты сопереживаешь героям, смеешься, если они шутят, проникаешься всей сутью спектакля и уходишь домой задумавшись... Но спектакль не поселяет в тебе страх! Хотя он и начинается беззаботными картинами из жизни провинциального городка, но сам город и весь его вид искусственен: плоские, «условные» деревья и дома, преувеличенные жители. И вроде бы все спокойно, солнечно, люди играют в свою такую игрушечную жизнь. Но в воздухе уже что-то повисло, затаилось — какая-то тяжесть, нагнетаемая тревога. И тут появляются люди с картин Магритта — в черных цилиндрах и без лиц. Но пугают не они, а издаваемый ими жуткий рев — это не рев животного-носорога, это рев человека-носорога. И от этого страшно.
После такого даже необязательно было появляться на сцене реальному носорогу... Хотя было интересно наблюдать за такой киношной реалистичностью превращения.
Идея кажется простой: «Мне нужно было показать, почему в коллективном сознании возможна мутация и как она происходит» — но для меня важен здесь не смысл, а ощущения неизбежности и страха. Страха: как бессознательного — перед этим «рычанием», так и страха остаться одному среди «поющей толпы носорогов» и невозможности оказаться в их ряду. Главный герой — мятущийся, не знающий своего места в жизни, потерянный — в конце остается один. И не примыкает он к ним не из-за какой-то моральной стойкости, внутренней силы, а из-за этой своей потерянности: он не мог найти себе правильное место среди них ни когда они были людьми, ни когда превратились в носорогов.
#носорог

Носорог

1 июля 2014, 01:31, АлександрЖданов

Практически в любом спектакле на первом плане для меня игра света, атмосферная музыка, интересные декорации, а также наличие смешных моментов. Всё это есть в постановке "Носорог". Плюс несколько интересных персонажей. Хотите поразмышлять? — Этого тоже будет предостаточно. Стоит отметить, что 3 часа 20 минут проходят значительно быстрее, чем Вы можете себе представить. Плюсов более чем достаточно для того, чтобы провести свой вечер в приятной атмосфере театра Петра Фоменко.
#носорог

Носорог

9 июня 2014, 00:50, Стэйси

Огромное спасибо актерам театра за такой замечательный неоднозначный, простой, но в тоже время глубокий и философский спектакль, заставляющий задуматься о том, кто ты, являешься ли личностью, способным думать, принимать осознанные решения или ты- бездушная тупая масса ("носорог").
Спектакль оставил глубокое впечатление заставил думать-это как мне кажется цель любого спектакля.
Спасибо еще раз!
#носорог

Re: слова, прилагающиеся к "музыкальной составляющей"

29 января 2014, 17:50, Катя7

Всё в тему. Этот кусок - один из семисот тридцати в прогрессии моментов, которые меня тоже не перестают восхищать в Театральном романе. Это же надо было придумать! Поставить! Выстроить! Это же должно было созреть где-то внутри, появиться из небытия! И мало просто поставить! Надо же поставить так, чтобы мне захотелось [еще раз] открыть книжку, [еще __ раз] прийти в Театр, и на обратном пути домой чтобы я не подрезала никого внаглую, не проехала на красный свет, не ответила хамством на хамство... и т.д.
А Египетская марка? И это тоже в тему виртуозного сплетения слов и музыки и не только. КАК можно было это поставить так, чтобы я не то, что плакать ... чтобы меня парализовывало каждый раз?! вооооааааат.

/ладно ... извините за сумбур.... убегаю/
#музыкавспектакле #носорог #театральныйроман #египетскаямарка

слова, прилагающиеся к "музыкальной составляющей"

29 января 2014, 14:54, Diletantka

Немножко не в тему, но я еще вот что недавно нашла (меня просто безумно восхищает, как они виртуозно вложили песню между репликами):
О, позабудь былые увлеченья (Слова Т. Котляровского)

О, позабудь былые увлеченья,
Уйди, не верь обману красоты!
Не разжигай заснувшие мученья,
Не воскрешай минувшие мечты!
Не вспоминай о том, что позабыто,
Yж я не та, что некогда была!
Всему конец! Прошедшее разбито!
Огонь потух и не дает тепла!
Пойми меня! Пойми, что безнадежно
Я откажусь от милых светлых грез,
Чтоб дать тебе изведать безмятежной
Святой любви, отрадных, чистых слез!
Не в силах жить без бурь и без тревоги,
Идти с тобой по новому пути,
Я брошу все, сойду с твоей дороги!
Забудь меня, пойми и все прости!
#музыкавспектакле #носорог

перевод

29 января 2014, 11:49, Катя7

Вот по этой ссылке нашла слова и перевод.
/смеётся про себя: спектаклю восемь лет вот-вот стукнет, а Катя слова песенки первый раз прочитала ... ммммда.... несмешная...шутка.../
#музыкавспектакле #носорог

Носорог (пункт 2)

24 января 2014, 17:02, Катя7

Однажды очень давно я хотела поставить её себе на телефон в качестве звонка или как сигнал будильника. Но потом поняла, что это прямой путь к тому, чтобы не только вздрагивать от этой мелодии на спектакле, но и возненавидеть её за такое многократное повторение.
Предпочла слушать её на спектакле, если вздрагивая - то исключительно от удовольствия:).

+ когда в крайний раз видела программку, там было написано, что музыку подбирал Олег Любимов. Прекрасно, кстати, сделал музыкальное оформление, согласитесь! С годами оно не выцветает.
#музыкавспектакле #носорог #олеглюбимов

Re: О музыкальной составляющей спектаклей

24 января 2014, 15:25, Beam

Здравствуйте, Diletantka!

Огромное СПАСИБО Вам за информацию насчет музыкальной темы Дэзи из "Носорога"! Это та самая композиция)))
#носорог

Re: О музыкальной составляющей спектаклей

24 января 2014, 10:45, Diletantka

Здравствуйте, Beam! Присоединяюсь к вашему вопросу, мне бы очень хотелось узнать, какая же все-таки музыка звучит во время монтировок и в некоторых сценах в Улиссе))
А из того, что Вы перечислили, могу только сказать о песенке Дэзи. Возможно, Вы имеете в виду Sur les quais du vieux Paris - Lucienne Delyle
Оно? :))
#музыкавспектакле #носорог #улисс

О музыкальной составляющей спектаклей

23 января 2014, 17:11, Beam

Любимый Театр!

Огромная просьба указывать на странице спектакля на сайте + в программке названия ВСЕХ музыкальных произведений, звучащих в нем, и имена их авторов.
Уверена, я-не единственный зритель, который чуть ли не наполовину воспринимает драматическое действие еще и через музыкальные образы. Поэтому, ПОЛНАЯ информация
по данному вопросу очень важна.
Заранее спасибо!)))

P.S. Пожалуйста, подскажите (если кто знает) что за музыкальные фрагменты звучат в "Даре" в следующих сценах:

1. В момент, когда Годуновым-Чердынцевым овладевает вдохновение, и он даже пропускает свидание с Зиной на костюмированном вечере.

2. В сцене воспоминаний о семье. Там еще девушки: Серафима Огарева и Екатерина Смиронова поют, а Екатерина аккомпонирует на гитаре.

3. В сцене долгого поцелуя Годунова-Чердынцева с Зиной после отъезда Зининой матери и отчима.


P.P.S. Пожалуйста, подскажите (если кто знает) что за музыкальные темы используются в "Носороге":

1. Тема Дэзи (спокойная лирическая композиция, исполняемая женщиной-певицей на французском языке). Звучит в сцене первого появления Дэзи.

2. Одна из основных тем спектакля (соло на аккордеоне. Просто музыка, без текста).
#музыкавспектакле #дар #носорог