RuEn

Форум

#олегнирян

#Носорог

10 марта, 11:01, Николай Шуваев

Записки дилетанта.

№ 45. Мастерская Петра Фоменко. Носорог (Эжен Ионеско). Реж. Иван Поповски.

Прививка от бешенства.

Пьеса драматурга Эжена Ионеско, классика театрального авангарда и одного из основоположников «Театра абсурда» (или «Театра насмешки» - этот термин был ближе автору), была написана в 1960 году и пережила множество постановок по всему миру и до сих пор не утратила актуальность. Публика не сразу приняла Ионеско - он шутил по поводу бурных скандалов, сопровождавших его спектакли: «если неуспех будет распространяться таким образом, он превратится в триумф». В Москве, запрещённого в Советском Союзе «Носорога» до «Фоменок» ставили лишь дважды. Таким образом, спектакль, поставленный режиссёром Иваном Поповски, родившемся в Македонии (на сегодняшний день он поставил четыре спектакля для театра) – явление на театральном небосклоне достаточно редкое.

В пьесе в аллегорической форме показано завоевание общества определённой идеологией. Лишь считанные единицы способны разглядеть казалось бы очевидную опасность и не стать «носорогом» как все. Интеллектуальный конформизм и толерантность незаметно превращают сбившееся с пути общество в стадо рычащих толстокожих животных. Жертвами становятся все: и мужчины, и женщины, и молодые, и старые, и богатые и бедные. Все. Даже самый непримиримый персонаж - правдоруб Ботар сдаётся со словами: «Нужно идти в ногу со временем!». Из честного человека получается честный носорог. В блестящих, остроумных диалогах высмеивается безжизненный формализм логики, сугубо рациональный подход, приводящий к абсурду: «Все кошки смертны. Сократ смертен. Следовательно, Сократ — кошка …А ведь верно, моего кота как раз и зовут Сократ… Значит, Сократ был кошкой! …Так нам сейчас доказала логика».

Единственный, кто к финалу избегает психологически уютного "оносороживания" - критически мыслящий по отношению и к окружающим и к себе, пьющий нонконформист Беранже. Этот одиночка скверно выглядит: небрит, непричёсан, помят, вечно мается похмельем, несерьёзен, «ни о чём не думает», на работе пассивен и вял, полон страхов и неуверенности, но именно он не сдаётся, готовый защищаться один до конца против всех, чтобы остаться «последним человеком». Именно у неудачника (для большинства) Беранже хватает внутренних интеллектуальных и душевных сил, чтобы устоять в схватке против общества и именно этот хрупкий и ранимый человек выходит из неё победителем. Все остальные, несмотря на свою кажущуюся неколебимость, самоуверенность, облачённые в панцирь из социальных доспехов рано или поздно ломаются будучи не в состоянии сделать единственно правильный нравственный выбор – остаться собой, не поддавшись желанию быть «как все», комфортным большинством, бессмысленным звериным стадом.

Иван Поповски создал на сцене светлое, домашнее, сказочно-уютное пространство, разноцветный провинциальный мирок с мягкими цветами в пастельных тонах. Но с первых же минут на краю сцены контрастом появляется мрачная, чёрно-белая обезличенная, немая троица в котелках (напоминающая персонажей Рене Магритта) с забинтованными лицами, издающая глухое, угрожающее рычание (не прекращающее негромко звучать из динамиков и в антракте, поднимая градус тревожности и создавая специфическую атмосферу). С течением времени присутствие тёмной, незримой силы, которую они символизируют, будет всё назойливей, явственней, отчётливее. Обыватели у Ивана Поповски постоянно находятся вместе, они близки и дружны, представляя собой одно целое. Эти люди заодно, даже если спорят друг с другом. В их танцах видна синхронность. Людская масса символизирует, таким образом, единую социальную общность.

Главной задачей режиссёра стояло показать процесс трансформации, то, как мир людей под натиском «носорогов» превращается в мир зверей, как поддаются, психологически ломаются люди, становясь животными. Центральное, переломное место спектакля занимает плавная, оригинально придуманная и скрупулёзно показанная метаморфоза, происходящая с Жаном (Олег Нирян), приятелем Беранже. Персонаж понимает, что болеет и сопротивляется, как может, но хватает его ненадолго. Он кричит, шумно фырчит, чешется, бегает по кругу, опрокидывает предметы, пожирает апельсины с кожурой, валяется, купается в грязи. Постепенная утеря человеческого содержания, морали завершается утерей человеческого облика. Последними словами становятся: «Я тебя растопчу, растопчу!». Непосредственно носорогов режиссёр старается не показывать, ограничиваясь намёками, силуэтами, тенями, рёвом, но этого оказывается вполне достаточно.

Процесс трансформации затрагивает всё и вся: и человеческие личности (знакомых, коллег, друзей, возлюбленную, наконец) и декорации (двор выворачиваясь наизнанку предстаёт офисом, затем квартирой, и напоследок маленькой каморкой главного героя). Мир заполняется агрессией, сжимается раз за разом вокруг Беранже. Крепко сбитый, дружный и жизнерадостной человеческий социум по злой воле неотвратимо превращается в толпу животных. Носороги незаметно становятся фактом, данностью и к ним привыкают даже скептики, превращаясь в апологетов. Отдельного слова заслуживает выбор исполнителя главной роли - харизматичного Кирилла Пирогова, органичного в ней настолько, что, кажется, играющего самого себя.

Прочтение пьесы Иваном Поповски очень подробно, во многом буквально (вплоть до клинически точно воспроизведённого фырканья, которое издаёт Ботар), но от этого выиграют зрители не читавшие текст. Обратной стороной такого метода является некоторая затянутость, но она скрашивается благодаря фирменной Фоменковской лёгкой подаче, воодушевлённой игре актёров и эмоциональным диалогам.

Тема, поднятая в спектакле исключительно важна для любого, особенно такого политизированного как наше общества, где каждый является в той или иной степени «носорогом». «Оносороживание» непрерывно идёт со всех сторон, поэтому так необходимо иметь интеллектуально «противоядие» в качестве которого спектакль и выступает. И тот факт, что «Носорог» успешно идёт на сцене Мастерской Петра Фоменко уже более десяти лет вселяет надежду и придаёт оптимизм.
#носорог #иванпоповски #олегнирян #кириллпирогов

Прекрасный Сон

18 июня 2016, 01:01, БВГ

Безусловно, такого безупречного спектакля я давно не видел. Одна из его особенностей - почти каждая картина выверена до мелочей. Спектр изобразительных средств ВЕСЬМА широк и почти о каждой картине можно сказать пару хороших слов. У меня невольно возникло сопоставление с Улиссом. И еще одно замечание о спектакле в целом: многие роли весьма оригинально выполнены ПЛАСТИЧЕСКИ.
1) Начальная сцена. Здесь запомнилась замечательная пластика жестов отца Гермии (в исполнении Олега Ниряна). Сколько в них подобострастия, придворной манерности!
2) Сцены с участием Ремесленников одни из самых веселых и исполнительски блестяще выполненных. Каждый из этой великолепной шестёрки по своему хорош, но тон, конечно, задают Андрей Казаков и Рустэм Юскаев. Очарование их игры типично фоменковская: вот вроде и ничего особенного не делается, а как приятно смотреть!
3) Сцена, где влюбленные собираются убегать из Афин. Как здесь хороша Горячева (в роли Елены)! И опять запомнилось пластическое решение роли: сколько в этих движениях головой уязвленной гордости!
4) Первое появление Амбарцума Кабаняна в роли Робина ПО-РА-ЖА-ЕТ неописуемой пластикой!! Кабанян мне нравится в каждой роли (еще с времен ГИТИСа), но здесь я просто восхищался пластическим решением.
5) Еще одна запомнившаяся сцена, точнее несколько переходящих одна в другую сцен, где блистала Серафима Огарева, изображая негодующую и ревнующую Гермию. Как эта молодая актриса сумела не перейти ту незримую грань, когда гнев стал бы казаться фальшью, наигранностью! Просто блистательно сыграно и в эпизоде, когда обвиняет Деметрия в убийстве Лисандра, и в эпизоде, когда превращается в "свирепую кошку". Честно говоря, никак не ожидал от молодой актрисы такой зрелой игры.
6) Надо отметить и превосходное "вплетение" в ткань спектакля музыки. Всегда к месту, всегда точно.
7) О спектакле в рамках спектакля (выступление Ремесленников) можно было бы рассказывать отдельно. Там столько интересных приемов продемонстрировано. Весело и, что характерно для Мастерской, сделано без потери вкуса.

Почти все актеры этого спектакля сыграли замечательно. И, наверное, некий "критик" Мастерской вообще и этого Форума в частности может сказать: вот опять одни дифирамбы (ха-ха-ха). Что ж, хоть это и неприятно, но буду честен. 3 актера не оставили у меня значимых впечатлений. Как не стараюсь, не могу вспомнить ни одного эпизода, когда оба героя-любовника (Лисандр и Деметрий) меня поразили своей игрой. Ну, разве когда они отправились на "дуэль", но это скорее был удачно найденный режиссерский ход. А еще к моему глубочайшему сожалению ничем меня не поразила одна из моих любимейших актрис, Галина Тюнина. Да, ей, конечно, и играть то в спектакле было почти нечего. Но ведь бывший почти в той же ситуации Бадалов сумел себя проявить. Вот такой маленькой ложкой дегтя в большой бочке меда я заканчиваю. Но, как говорится, из песни слова не выкинешь.

#сонвлетнююночь #иванпоповски #олегнирян #андрейказаков #рустэмюскаев #иринагорбачёва #амбарцумкабанян #серафимаогарёва #галинатюнина #карэнбадалов

про "Раскоп"

3 февраля 2015, 16:30, otsvet

...а ещё Кирилл Пирогов поёт джаз, и босанова в саундтреке тоже,
и это их прекрасное трио - зануда-Нирян и Тюнин-безбашни,
счастье - прямо как в "Носороге" много лет назад,
и история хороша - ну почти трое в лодке,
в общем - были мне радость, и умиление, и м.б. счастье.
#раскоп #кириллпирогов #олегнирян #никитатюнин #носорог

Поздравляем любимых актеров с премьерой фильма!

22 января 2015, 18:45, Vitaly Pol

Хочу поздравить и сказать огромное спасибо Кириллу Пирогову, Никите Тюнину и Олегу Ниряну за великолепную работу в новом фильме "Раскоп", где они сыграли главные роли!

Спасибо за позитив и возможность увидеть вас на экране!

С сегодняшнего дня (22.01.15) фильм вышел в прокат в Москве. Очень рекомендую посмотреть это доброе и душевное кино!

В интернете есть трейлер "Раскоп", но лучше посмотреть весь фильм целиком)))

Еще раз огромное спасибо!!!
С уважением, Виталий
#раскоп #кириллпирогов #олегнирян #никитатюнин