RuEn

Семейное счастие

Какое-то новое нынче настроение у Петра Наумовича. Второй подряд спектакль выпускает он со своими учениками, и под его руками инсценировка маленькой повести Льва Толстого вторит спектаклю по советской прозе Бориса Вахтина (о спектакле «Одна абсолютно счастливая деревня» см. «Итоги» № 26 за этот год). Вторит ясностью и чистотой сценических чувств, их простотой и откровенностью, несмотря на психологические перипетии толстовского сюжета. А еще наполненностью светом, радостью, молодостью и любовью. Наконец тем, что и тут, и там в центре спектакля — замечательная актерская пара. В «Семейном счастии» это Сергей Тарамаев и Ксения Кутепова.
Рыжая кудрявая красавица Кутепова особенно прелестна, когда играет совсем юную Машу — с ее порывистостью и незаконченностью движений, с полудетской ломкостью и капризностью интонаций. Девочка-женщина, одновременно соблазнительная и наивная, постоянно одевается-раздевается, то бегая в панталончиках и корсаже, то шумя оборчатыми юбками и приспуская с голого плеча шаль. Такой характер Кутеповой уже, правда, приходилось играть — он всегда ей удавался. Тарамаев играет глубже. Он начинает роль полным сил и энергии мужчиной, с трудом прячущим улыбку, восхищение, любовь, а заканчивает ее усталым, потухшим, раздраженным человеком.
Этот, в сущности, очень камерный спектакль заставляет зрителя то умиляться, то, пригорюнившись, вспоминать собственную семейную жизнь. В отличие от Толстого Фоменко уверяет нас, что семейного счастья не бывает.