RuEn

Пока варился суп…

«Фоменки» представили спектакль-воспоминание



«Заходите-заходите» — зазывает зрителя новый спектакль Мастерской Петра Фоменко. Заходите к нам в гости на вкусную трапезу, что, согласно программке, является «ужином с философской беседой». Заходите в наш уютный полуподвальчик, наш маленький зал, где вас снова будет ждать теплый вечер в компании милых и хороших людей. Заходите послушать трогательное щебетание канареек, переходящее в мощное «орнитологическое танго», и воспоминания умирающего старика, прерываемые комментариями его молодого «возможного» сына. Заходите!

Такой искренний призыв проигнорировать как-то даже неловко. На сцене — условно воссозданная кухня, отливающая матовым блеском медных кастрюль и сковородок; пустые канареечные клетки, чьи тени, отбрасываемые на задник, порой наполняются тенями уже несуществующих их обитателей; да старое радио, из белого шума которого и возникают голоса ушедших лет — рождается спектакль-воспоминание.

Спектакль на двоих. Четыре встречи. Четыре попытки понять, что же произошло годы назад. Почему мать юноши не пришла на собственную свадьбу с этим его отцом. Роман Меира Шалева «Как несколько дней», по которому режиссер Юрий Буторин и поставил свой спектакль, много шире, объемнее, необъятнее. Но театр требует конкретизации, требует сконцентрированности, а потому сосредотачивается на одной лишь линии. Линии, которая не прервется, пока не доварится суп для последней трапезы. Герои будут общаться, пока аромат вареного с овощами мяса будет окутывать зрительный зал. А потом все закончится — ответ будет получен, все точки расставлены. И желания вернуться к трапезе, как четырежды возвращался к ней и своего старому отцу молодой герой, к сожалению, не возникнет.

К сожалению, потому что хорош роман, точен и интересен Владимир Топцов, сыгравший старика Якова, но этого недостаточно. При таких составляющих можно сделать сильный моноспектакль, из которого, собственно, нынешняя постановка и родилась. Подобное блюдо вышло бы отлично, а вот рецепт приготовления спектакля обычного требует и иных ингредиентов, не последние из которых режиссура и больше, чем одна, актерские работы. Их отсутствие ощущалось очень явственно, разжижая вкусовые достоинства основного блюда.