RuEn

Как важно быть серьёзным

Легкомысленная комедия для серьёзных людей, продолжительность: 2 часа 20 минут с 1 антрактом, премьера 10 февраля 1994
Последний раз был показан 14 июня 2003
  • Автор — Оскар Уайльд
  • Режиссер — Евгений Каменькович
  • Костюмы — Думитру Чолаку
  • Художник по свету — Сергей Грачев
  • Музыкальное оформление — Эдуард Мельников
«Как важно быть серьёзным» — игра слов, то есть именно пьеса слов. Парадокс здесь важнее интриги, а сюжет как будто вторит фантазиям персонажей. Впрочем, они — персонажи — мыслят весьма литературно. Этому уайльдовскому потоку остроумия найдено удачное русло — подиум. На нем герои представляют себя в замысловатых костюмах (плоды фантазии ученика Вячеслава Зайцева Дмитрия Чолаку). Костюмы же, в свою очередь, представляют героев.
Это надо же было придумать — поставить пьесу Уайльда «Как важно быть серьезным» на… подиуме Дома Моды Вячеслава Зайцева. И этим определив и спровоцировав фантазию артистов, которые постоянно меняли туалеты и, прохаживаясь взад-вперед, преподносили изумленной публике не только сногсшибательные одежды, но и сногсшибательный текст блестящего драматурга. Преподносили — не педалируя: Уайльд этого не терпит, а апропо, впроброс. Но очень внятно и — стильно.

Этот спектакль, шестой для «фоменок» и первый в новом качестве — профессионального театра, напоминал бутоньерку: очаровательную, выбранную со вкусом и к месту. К месту, на котором играли и кого играли.
Светлана Овчинникова, «Продлись, продлись очарованье…»
Костюмы, в которых актеры Фоменко появляются на помосте Дома моды, беспрестанно их меняя (для каждого выхода на сцену — новый костюм), задуманы как умопомрачительно роскошные и чрезвычайно изысканные (художник Дмитрий Чолаку) и в некоторых случаях к таковым действительно приближаются, что в наших условиях, сами понимаете, почти чудо. Спектакль решен как своего рода показ мод — в комедийном, естественно, жанре. Герои Уайльда с энтузиазмом демонстрируют залу свои костюмы и самих себя — блеск своего остроумия, обворожительность своих манер, гибкость своих движений — вплоть до прямоты своих спин. Актерам, играющим Уайльда, не до всяких там «четвертых стен» и «публичных одиночеств». Общаясь с партнерами, они всем своим существом обращены к зрителям. Тут самая суть автора, и ученики Фоменко точно сумели ее почувствовать.

[…]

Но этот вдохновенный эксгибиционизм (можно сказать иначе — артистизм) автора и сочиненных им лиц чуждается примитивного и простодушного натиска на публику. Самые неотразимые уайльдовские остроты произносятся как бы между прочим, одними уголками губ. Это вам не эстрадные репризы, на которые, играя Уайльда, то и дело сбивались наши актеры. В спектакле Каменьковича обходятся без жирного шрифта и курсива не только потому, что знают, каков должен быть английский юмор, но и поскольку вместе с автором верят, что публика — не дура. У молодых актеров есть чувство стиля — без чего этого драматурга не сыграть. Они, в особенности чудесный женский квартет (Мадлен Джабраилова, Галина Тюнина, Полина и Ксения Кутеповы), оказываются способны передать легкое дыхание и танцующую поступь уайльдовской фразы. Голоса сестер Кутеповых, ломкие и музыкальные, звенят, как фарфоровые чашки в их руках.
Алексей Бартошевич,
«Независимая газета»
Оскар Уайльд убеждал в «Заветах молодому поколению»: «Возлюби самого себя — вот начало романа, который продлится всю жизнь.»
У Каменьковича герои Уайльда не только упоены собой, но и имеют полное право на это. Светские люди, они выходят в свет не на других посмотреть, а себя показать. «Показ» — ключевое слово для определения спектакля…
Видас Силюнас

Действующие лица и исполнители

    ПрессаВидеотека

    Показать все
    ×

    Подписаться на рассылку

    Ознакомиться с условиями конфиденцильности