RuEn

Смешной человек



Чести показывать моноспектакль в родном театре удостаиваются очень немногие артисты, тем более юные. Федору Малышеву повезло. Его постановкой открылась после ремонта Старая сцена «Мастерской Петра Фоменко». Камерное 40-минутное музыкально-драматическое действо, основанное на рассказе Федора Достоевского. Если классика в интерпретации современных молодых людей вас интригует, искренне рекомендуем.

Федор Малышев — один из самых заметных звезд нового поколения «фоменок» (давно и уверенно играет главные роли в спектаклях «Дар», «Русский человек на рандеву», «Современная идиллия»). Сначала он показал своего «Смешного человека» на вечере «проб и ошибок» (традиция «Мастерской» — все артисты без исключения могут предлагать и приносить эскизы собственных спектаклей — прим. Ред.). Потом сделал полноценную версию, которая вошла в репертуар. Сам Малышев назвал ее «концертданеконцерт», — на сцене, помимо его героя, — группа «Бесы». Их музыка ненавязчива, при этом точна. Она соответствует бесконечно разным, мгновенно сменяющим одна другую, эмоциям лирического героя, готовящегося к самоубийству.

Перед зрителем — нервный молодой человек, с мазохистским удовольствием терзающий самого себя, обнажающий самые низменные черты характера, ненавидящий все, к чему прикасается. Его рефлексия завораживает и отталкивает одновременно: как будто смотришь на поединок гордыни злой развращенной сущности с ее же, искренним страданием. От ликования к раскаянию, от пафоса к исповеди.

После герой преображается, попадая в странный сон о жителях далекой планеты (Луны?), где все счастливы от рождения и до смерти. Затем раскаивается (он легко и быстро «погасил» на таинственной земле счастье, развратил и унизил общество, научив его жить по-своему). В финале перед нами уже проповедник добра и истины, — «Это же так просто – люби других больше самого себя».

Сыграны все эти душевные преображения почти идеально, — сомнений в том, что герой болел, а после излечился, никаких. Ни одного подвоха или промаха. Одни оголенные нервы. «Сон смешного человека» — не простой для восприятия спектакль. Но очень честный. Это без пяти минут исповедь, священное таинство, на которое нас почему-то решили допустить.