RuEn

Смешной человек – это серьезно

Федор Малышев – очень серьезный актер, запомнившийся своими работами в спектаклях «Дар», «Русский человек на рандеву», «Гиганты горы», «Современная идиллия». Поиск истины в «Гигантах горы», гражданская смелость и ирония – в «Современной идиллии», видимо, обусловила выбор материала для собственного проекта в серии «Проб и ошибок». Достоевский для Федора Малышева вполне логичен. Для моноспектакля требуется определенное мужество, но недаром он – тезка великого писателя. У Федора Михайловича была постоянная надобность в мужестве, в том числе, когда он писал свой «Сон смешного человека».

Кто он, главный и единственный герой этого спектакля – сумасшедший, мечтатель, чудак, безумец, жесток или добр? Он – человек страдающий, ошибающийся, мечущийся, а значит – Человек.

Темнота, мрак, «ледяной ветер и дождь», нервная живая музыка (группа «бесы» — музыканты, которых Федор пригласил участвовать в проекте) окутывают зал, погружают в рефлексию. Сценография и свет Владислава Фролова – сложно сочиненное зрелище, не сразу постигаемое, постепенно зритель привыкает к вспышкам, мерцаниям, теням и бликам, и ближе к финалу, если все охвачено и познано, приходит катарсис. 

Страшный и очень современный текст, впрочем, как всегда у Достоевского, который безошибочно находил самые болевые точки (знал на себе), и точки эти остались те же, ведь неизменна суть человеческая со всеми метаниями, сомнениями, поисками смысла. Попытка найти истину теряется в веках и тысячелетиях. Кто сумел ее увидеть собственными глазами, хочет проповедовать. «Зло не может быть нормальным состоянием людей»; «Это же так просто – люби других больше самого себя».

В Мастерской Петра Фоменко дивно работают с прозой, стараясь самую тонкую и сложную философию донести до каждого зрителя. И, если хотя бы часть чудесных молодых людей, что рукоплескали на премьере спектакля, возьмется читать или перечитывать Достоевского, то проект «Смешной человек» уже себя оправдал