RuEn

Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбу

В спектакле «Заходите-заходите» варят настоящий суп и обнимают свадебное платье

Не успели отгреметь поздравительные речи в адрес 80-летия основателя Мастерской Петра Фоменко, как ученик мэтра Юрий Буторин преподнес мастеру подарок — выпустил премьеру «Заходите-заходите».

Спектакль родился из зарисовки по роману известного современного израильского прозаика Мейра Шалева, которую Буторин показал на «вечере проб и ошибок» — традиционном закрытом показе Мастерской, где актеры имеют возможность сыграть отрывки из полюбившихся произведений. Удачные наброски перерастают в спектакли, коими в последние годы пополнился репертуар театра.

Почему был принят к постановке роман «Как несколько дней», понять нетрудно. Поэтический причудливый мир палестинской деревушки, в которой живут герои Шалева, напоминает русскую деревню, воспетую Фоменко в спектакле по повести Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня».

Здесь любовь побеждает смерть хотя бы потому, что диалог между живыми и умершими не заканчивается. В обоих произведениях чувственное и плотское гармонично сочетается с возвышенным и эфемерным, природа и поэзия сливаются воедино. И если у Вахтина в качестве рассказчика может выступать огородное пугало, то у Шалева главный герой похож сразу на трех своих возможных отцов. От одного унаследовал золотистые волосы, от другого — покатые плечи, от третьего — большие, не по росту ступни.

Несмотря на явное сходство постановок, «Заходите-заходите», как и предыдущие работы Юрия Буторина, обнадеживает отсутствием копирования стиля мастера. Видно, что этот замечательный актер, решивший сменить профессию, обладает своим узнаваемым режиссерским почерком. С Фоменко его роднит умение воспевать жизнь, даже если она похожа на печальную сказку с плохим концом.

В инсценировку из густонаселенного романа, этих израильских «Ста лет одиночества» он включил линию Якова Шейнфельда и его сына Зейде, встречавшихся раз в 12 лет за трапезой, чтобы поделиться воспоминаниями о прошлом.

Вместе с художником Владимиром Максимовым режиссер поместил героев в большую изящную клетку, выдвинув на первый план стол, за которым они трапезничают во время своих редких встреч, а под потолком на тросах подвесил деревянную скамью, на которой время от времени лежит, обнимая подвенечное платье, покойный Яков.

В прошлом Яков был влюблен в мать Зейде, загадочную Юдит. Этой женщине-тайне посвящена львиная доля разговоров отца с сыном. Яков долго завоевывал красавицу, однажды подъехал к ее дому на телеге, открыл клетки с канарейками и выпустил всех птиц на волю. В назначенный час, когда Яков и Юдит должны были пожениться, невеста не пришла на свадьбу, а вместо себя прислала маленького Зейде со свадебным платьем.

Обезумевший жених обручился с этим платьем и всю дальнейшую жизнь терялся в загадках, почему возлюбленная в последний момент передумала.

В течение спектакля зритель из обрывков воспоминаний пытается воссоздать картину происшедшего и узнать разгадку. Попутно он с удовольствием погружается в вымышленный мир деревушки, где обитают чудаки и все возлюбленные похожи на героев картины Шагала. Два актера — Владимир Топцов (Яков) и Николай Орловский (Зейде) — ведут его через ироничный «вкусный» авторский текст к простому и закономерному финалу.

В результате спектакль оставляет приятное послевкусие. К светлой грусти и размышлениям о загадочной природе женской любви и мимолетности жизни добавляется радость, к спектаклю имеющая косвенное, но бесспорное отношение: официально завершивший в 2003 году свою педагогическую деятельность Петр Фоменко неофициально продолжает дарить театральному миру одаренных учеников.