RuEn

В астрал со стадиона

Ольга Мухина написала «Олимпию» по заказу «Мастерской П. Фоменко». К заданию театра драматург подошла ответственно, сочинив протяженную эпопею: действие начинается в 1975­м, заканчивается в наши дни. Года в ней летят, словно осенние листья на ветру: застой, Олимпиада, политическая чересполосица, перестройка, путчи, жирные годы, тощие годы… Дайджест пьесы вполне заменит хронологическую таблицу в учебнике. На этом фоне беглым пунктиром начертана история одной семьи. Крутятся, как в калейдоскопе, семейные праздники, ссоры, примирения, встречи, расставания, потери. Режиссер Евгений Цыганов – ведущий актер «Мастерской П. Фоменко», и спектакль у него получился очень актерским. Цыганов увлек коллег игрой между строк, штрихи и пунктиры пьесы превратились в объемное полотно, наполнились психологией. Личные потрясения героев вышли на первый план, заслонив потрясения общественные.
Иван Вакуленко (Алеша) и Серафима Огарева (Лариса) играют про первую любовь так, будто им достались роли из драм Теннесси Уильямса, – остро, нервно, обреченно. Играют огромное, неправдоподобное чувство. Ольга Мухина постепенно уводит своих молодых героев подальше от реальности, в какой­то черный наркотический астрал. Старшему поколению в пьесе повезло чуть больше. Родители, хоть и мыкаются изрядно, все же остаются живы. Драматург свела их в любовный треугольник, придумав, как Алешина мама (Галина Кашковская) изменила папе (Василий Фирсов) с отцом Ларисы – генералом Токаревым. Тагир Рахимов в этой роли особенно масштабен: его генерал больше похож на могущественного и коварного Яго.
Действие перемещается с места на место: из типовой окраинной квартиры – на стадион, со стадиона – на площадь перед Белым домом. Бар, подворотня, ночной клуб, горные вершины – героям пьесы и профессии приходится менять, и характер приноравливать к изменчивым ситуациям. Верной самой себе остается только бабушка Алеши, сильная, терпеливая, жизнелюбивая и всепрощающая. Екатерина Васильева играет простую русскую женщину, из тех, на ком мир держится. И в «Олимпии» она безусловный центр, соединяющий воедино все линии этой истории.