RuEn

«Театральный роман» Фоменко вернулся в Петербург

Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» начинает в Северной столице гастроли «Памяти великого Мастера посвящается…»

На сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» 19 и 20 марта будет сыгран «Театральный роман (Записки покойника)». Это спектакль-мистификация по известному роману Михаила Булгакова о театральном закулисье и писательском мире, о Художественном театре и его основоположниках. Поставили его Петр Фоменко и Кирилл Пирогов. Премьера состоялась в апреле 2012 года. В прошлом году театральная премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссерская работа» присуждена Петру Фоменко (посмертно) и Кириллу Пирогову, а за роль Максудова Пирогов получил приз «Лучшая мужская роль».

Актеры, занятые в спектакле, побеседовали с петербургскими журналистами.

 — Гастроли в Санкт-Петербурге — это большая радость для нас и большая ответственность. Этот город является для нас экзаменом, — подчеркнул директор театра Андрей Воробьев. — Гастроли случились не просто так, о них мечтал Петр Наумович Фоменко. Он очень хотел показать здесь «Театральный роман».

 — Мы «заваривали» этот спектакль вместе, — рассказал Кирилл Пирогов. — Петр Наумович с самых первых шагов оказывал поддержку, вдохнул жизнь в этот спектакль. А мы, по мере возможностей, пытались угнаться за ним. Для нас честь — приехать сюда с этим спектаклем. Потому что много лет назад, в начале 70-х, именно в Ленинграде Петр Наумович начинал репетировать «Театральный роман».

Присутствовавшая на пресс-конференции вдова Петра Фоменко Майя Тупикова вспомнила:

 — Мы собирались на репетиции во Дворце искусств в 11-12 часов вечера. Были заняты артисты разных театров. В частности, Басилашвили, Дрейден… У меня была роль Торопецкой. Но, к сожалению, эту работу не удалось довести до конца — не поощрило ее наше театральное руководство, пришлось прикрыть… «Мне здесь не климат», — говорил Фоменко.

На вопрос журналистов, современен ли сегодня «Театральный роман», Пирогов высказал свое мнение:

 — Пока жив театр — это будет современно. Все-таки Булгаков писал как человек, обожавший театр, ненавидевший его и находившийся внутри него. Театральной публике и, тем более, людям театра это будет понятно, я думаю. Постановка у нас традиционная…

 — Очень старомодная, даже занавес используется, — добавила Галина Тюнина (роль Торопецкой). — Спектакль выпускался долго, мы репетировали полтора года.

Не раз звучало: «Это было заведено Петром Наумовичем», «Петр Наумович всегда говорил так…»

 — Мы не торопимся жить самостоятельно. У нас есть довольно много заданий Петра Наумовича, которые мы стараемся выполнять, — поделился Андрей Воробьев. — В начале сезона мы выпустили постановку Олега Глушкова с ярким названием «Моряки и шлюхи». Это первая хореографическая работа за 20-летнюю историю нашего театра. Восстановили спектакль «Безумная из Шайо» Жироду, поставленный довольно давно Фоменко на старой сцене. Режиссер возобновления спектакля на большой сцене — Кирилл Пирогов. Продолжаем работу над «Египетской маркой» Мандельштама. Это задание Петра Наумовича стажерской студии, молодым артистам нашего театра.

22 и 23 марта в «Балтдоме» будет представлен спектакль «Дар» по одноименному роману Владимира Набокова в постановке Евгения Каменьковича, ныне художественного руководителя театра «Мастерская П. Фоменко». Спектакль стал первой премьерой труппы после смерти Петра Фоменко и последней, сделанной еще при его жизни.

 — Спектакли «Театральный роман» и «Дар» очень разные. Мне кажется, публике будет интересно посмотреть обе постановки — две истории двух русских писателей, — предположил Кирилл Пирогов.