Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»
Это он гулял по Питеру в «Прогулке», он погибал в «Детях Арбата». И это на него Евгений Миронов смотрел с благоговейным обожанием, когда он рассекал воды Финского залива в картине «Космос как предчувствие». Его персонажей объединяет одно: в каждом из них по-своему реализуется такое необходимое для героя качество, как мужественность. От романтической горячности до брутальности. А еще в таких случаях говорят спасительное слово «харизма», которое объясняет силу обаяния и таланта. Да и что тут еще скажешь, когда перед тобой сидит немного усталый, очень еще молодой и уже доказавший свой талант человек, который ни за что не хочет быть глянцевым символом. Но при этом со всей своей небрежной взлохмаченностью и нонконформизмом выглядит по-настоящему стильным.
Л. Гулакян. Женя, как вы реагируете, когда вас называют, например, молодым Марлоном Брандо?
Е. Цыганов. Еще меня сравнивали со Шпаликовым, Смоктуновским, кто-то с Олегом Янковским. .. Трудно представить себе более далеких друг от друга людей по психотипу, по внешности, по всему, тем более странно утверждать, что они могут соединиться в одном лице. Но если человеку нечего сказать и обо мне как об артисте он ничего не знает, он будет навешивать эти ярлыки. Я просто сделал вывод: видимо, эти люди решили, что я все-таки хороший артист. Сравнили бы с плохими, я бы, наверное, заморочился, а так глупость и глупость.
Л. Гулакян. Вас раздражает стремление СМИ вылепить из актера некий пиар-образ?
Е. Цыганов. Понимаете, нужен же герой, потому что если нет героя, вся эта глянцевая хрень она ведь никому не нужна. А так человек открывает журнал, и если там не будет наверху написано «наш русский гений», то никто не заинтересуется этой историей и читать не станет. Гений ли ты на самом деле, хорошо ли вообще то, что ты делаешь, это не важно. У тебя могут быть удачные роли и неудачные, сцены удачные и не очень, один какой-то взгляд, ради которого имело смысл сыграть в этом фильме. Но у меня есть работы в кино, за которые, по большому счету, мне стыдно, а мне за это еще премии какие-то давали, награды мне же хотелось, чтобы этого никто не увидел вообще. Сейчас не нужно быть кем-то выдающимся, чтобы быть великим, потому что все мельчает это еще в Книге самураев было написано. У них еще тогда мельчало, а с тех пор все размельчало окончательно.
Л. Гулакян. Когда появился фильм «Прогулка», все заявили, что это картина о новом поколении. Вы ощущаете какие-то характерные черты своего поколения?
Е. Цыганов. Про поколение ничего не знаю. Наверное, есть люди, которых ты вычисляешь, которые близки тебе или нет, и это не зависит оттого, ровесники ли вы. Есть просто обстоятельства места, времени, обстоятельства власти, возможностей, которые тебе дают. Когда ты можешь получать то, на что претендуешь, только с пистолетом в руках или не получать вообще, когда рядом есть шальная тема или ее нет, и тогда все спокойнее и нет смысла рыпаться вообще, когда нужно решать или не решать. Все определяет среда. «Преступление определяет среда» Достоевский!
Л. Гулакян. А что вы думаете о сходстве между новой картиной с вашим участием «Питер FM» и «Прогулкой»?
Е. Цыганов. Мне кажется, что нет переклички. Я не вижу никакого повтора ни по истории, ни по роли, ни по стилистике это по-другому снято. Вообще, если я чувствую, что мне предлагают что-то, что я уже делал, какое-то дублирование истории, я от таких ролей отказываюсь. А здесь, мне кажется, это история уникальная, да и что касается моих персонажей, то герой, которого я играл в «Прогулке», и этот парень из «Питер FM» они разные ребята, просто на лицо очень похожи.
Л. Гулакян. Вы могли бы вспомнить некие ситуации из своей биографии, когда случайное происшествие определяло последующий этап в вашей жизни?
Е. Цыганов. Честно говоря, не люблю, когда пытаются проводить параллели у вашего героя так, а как у вас. Не знаю, мне иногда кажется, что жизнь похожа на компьютерную игру. Знаете, есть такие бродилки-ходилки: можешь пойти прямо, влево, направо. Есть жесткие игры, в которых можно вытащить человека из машины, сесть за руль, можно снять проститутку, убить человека или отнять у него деньги. Как только отнимаешь у человека машину, за тобой выезжает полиция, как попадаешь к проститутке, у тебя уходят деньги то есть срабатывают причинно-следственные связи. Пределов в игре, которой является жизнь, нет практически.
Л. Гулакян. Но с вашей точки зрения, несмотря на все отклонения от кратчайшего маршрута, конечный пункт судьбы предопределен?
Е. Цыганов. Ну, в конечном счете известно, куда мы все придем. А куда идти, к какой-то цели? Я, когда приезжаю в Питер, встречаю значительно больше людей, которые не настроены на успех, на какую-то цель. У них остается время для того, чтобы почитать какую-то книгу, потому что они не должны за один вечер повидать всех своих друзей, не должны быть в курсе всей информации, не должны заработать все деньги (просто нет рядом всех этих денег).
Л. Гулакян. А что ближе вам: деловая, стремительная, расписанная по минутам жизнь или спокойный процесс созерцательного существования?
Е. Цыганов. Это на уровне состояния: ты попадаешь в город, оно у тебя одно, попадаешь в деревню, дышишь другим воздухом, и оно у тебя меняется. Иногда очень хочется жить так, только так! Но не всегда получается, потом включается все-таки эта московская жила: большие скорости, педаль газа до отказа и вперед. Вот Максим, мой герой из «Питер FM», «бумажный» архитектор, занимается проектированием зданий, которые никогда не будут построены. У него нет этой цели, этой запрограммированности. Он живет в Питере, потому что такой человек должен жить в Питере. Он мог приехать из Нижнего Новгорода в Москву, заниматься архитектурой и дальше бы он поехал в Берлин, а потом, может, в Штаты. Но этот человек другой, люди за разным едут в эти два города в Москву и Питер. Вот сейчас меня вез таксист и рассказывал: «Я приехал из Волгограда, строитель. Говорю своим друзьям: почему вы не едете в Москву? Надо ехать в Москву, поднимать бабло, надо вертеться, жить активно, чем целыми днями бухать!» Вы понимаете позицию? И другая тема, когда человек приезжает в Питер, но приезжает он сюда за другим, за какой-то иной эмоцией чтобы можно было пешком дойти по Петроградке до Черной речки, например.
Л. Гулакян. Но жизнь коротка, разве не стоит пытаться каждую минуту реализовать себя?
Е. Цыганов. Жизнь короткая дорога, которую можно пробежать, а зачем? Можно ведь и спокойно пройти эту дорогу, посмотреть, что вокруг, остановиться, посидеть, может, даже чуть-чуть полежать на траве, а можно и пробежать с отдышкой, вспотеть, ничего так и не поняв Говорить о какой-то пользе, смысле жизни и того, чем я занимаюсь, достаточно бесполезная тема
Л. Гулакян. Возможно, в Москве вы слишком востребованы, нет возможности взять тайм-аут?
Е. Цыганов. Дело не только в работе, в съемках. Мне вообще нравится тот заряд, та энергия, которая идет из Питера. Здесь всего намешано. Этот город может быть мрачным, депрессивным, в нем много сумасшедших реально, их и в Москве много, но в чистоте питерского воздуха они проявляются как-то зримо, яснее. У нас, например, на съемочной площадке из дома вдруг вышел человек с Калашниковым и пошел по улице. В Москве сложно себе представить такое, маргинальная нотка в Питере, она, конечно, имеет место быть
Л. Гулакян. В одном из интервью на вопрос, как вам работалось с Евгением Мироновым, вы ответили: «Никак». Создав такой замечательный дуэт в картине «Космос как предчувствие», вы действительно не сошлись характерами?
Е. Цыганов. Если я ответил «Никак» это было скорее раздражение на вопрос журналиста, нежели какое-то отношение к Евгению Миронову. Просто сам по себе вопрос надоел, его постоянно задают. «Как вам работалось с Чулпан Хаматовой?» Ты говоришь: «Здорово!» Другой журналист: «А как вам работалось с Оксаной Фандерой?» «Замечательно!» Следующий: «А как с Женей Мироновым?» И тут уже не выдерживаешь: «Да идите вы!..» Понимаете? Есть еще вариант ответить: «Плохо работалось». Можно, конечно, вспомнить какую-то историю, показывающую, насколько этот человек уникальный партнер, но он в этом не нуждается. А вот про дебютантку Катю Федулову меня никто не спросит, как мне с ней работалось. Спросят про тех людей, про которых не нужно рассказывать, что они хорошие артисты, которые в этих «рекомендациях» уже не нуждаются.
Л. Гулакян. Скорее уж Катю спросят, как ей работалось с вами.
Е. Цыганов. Да, ее, наверное, спросят, такая тема.
Л. Гулакян. Чтобы составить полное представление об артисте Евгении Цыганове, какие ваши спектакли нужно посмотреть?
Е. Цыганов. Что такое полное представление? Я не помер еще! К сожалению, я очень мало играю в театре, у меня всего три работы, на данный момент даже две. Играем на камерной, очень маленькой сцене. Иногда мне бывает стыдно за то, что я делаю, а иногда бывает хорошо. Когда мне говорят: «Давайте мы о вас сделаем передачу!» я отвечаю: «Давайте к юбилею к пятидесятилетию. Созвонимся, когда сорок девять будет. К тому времени, наверное, и люди обо мне что-то смогут рассказать, и мне будет что вспомнить».
Л. Гулакян. Многие представители вашего поколения стремятся быть метросексуалами. При взгляде на вас создается впечатление, будто вы задались целью быть неким антиподом. Нарочитая небрежность к внешнему виду ваше естественное состояние?
Е. Цыганов. Я думаю, что во мне живет метросексуал, где-то в глубинах моей темной актерской душонки. Это же очень просто, действительно: вы катаетесь на грязной машине, и вам на это плевать, потому что она для вас исключительно средство передвижения, на котором вам надо перебраться из точки А в точку Б, и неважно, как она выглядит. Но потом вы заезжаете на мойку и вдруг понимаете, что важно, что хорошо, когда она вычищена. А у нас еще слякоть, знаете ли, не получается ходить в чистых ботинках и с прической на голове. Это тоже зависит от среды. Когда вы приезжаете во Францию, вам хочется носить одну одежду, приезжаете в Колумбию и там вы уже этаким французом не пройдетесь по улице. Короче, среда-среда. У нас она несколько взлохмаченная.
Л. Гулакян. Женя, как вы реагируете, когда вас называют, например, молодым Марлоном Брандо?
Е. Цыганов. Еще меня сравнивали со Шпаликовым, Смоктуновским, кто-то с Олегом Янковским. .. Трудно представить себе более далеких друг от друга людей по психотипу, по внешности, по всему, тем более странно утверждать, что они могут соединиться в одном лице. Но если человеку нечего сказать и обо мне как об артисте он ничего не знает, он будет навешивать эти ярлыки. Я просто сделал вывод: видимо, эти люди решили, что я все-таки хороший артист. Сравнили бы с плохими, я бы, наверное, заморочился, а так глупость и глупость.
Л. Гулакян. Вас раздражает стремление СМИ вылепить из актера некий пиар-образ?
Е. Цыганов. Понимаете, нужен же герой, потому что если нет героя, вся эта глянцевая хрень она ведь никому не нужна. А так человек открывает журнал, и если там не будет наверху написано «наш русский гений», то никто не заинтересуется этой историей и читать не станет. Гений ли ты на самом деле, хорошо ли вообще то, что ты делаешь, это не важно. У тебя могут быть удачные роли и неудачные, сцены удачные и не очень, один какой-то взгляд, ради которого имело смысл сыграть в этом фильме. Но у меня есть работы в кино, за которые, по большому счету, мне стыдно, а мне за это еще премии какие-то давали, награды мне же хотелось, чтобы этого никто не увидел вообще. Сейчас не нужно быть кем-то выдающимся, чтобы быть великим, потому что все мельчает это еще в Книге самураев было написано. У них еще тогда мельчало, а с тех пор все размельчало окончательно.
Л. Гулакян. Когда появился фильм «Прогулка», все заявили, что это картина о новом поколении. Вы ощущаете какие-то характерные черты своего поколения?
Е. Цыганов. Про поколение ничего не знаю. Наверное, есть люди, которых ты вычисляешь, которые близки тебе или нет, и это не зависит оттого, ровесники ли вы. Есть просто обстоятельства места, времени, обстоятельства власти, возможностей, которые тебе дают. Когда ты можешь получать то, на что претендуешь, только с пистолетом в руках или не получать вообще, когда рядом есть шальная тема или ее нет, и тогда все спокойнее и нет смысла рыпаться вообще, когда нужно решать или не решать. Все определяет среда. «Преступление определяет среда» Достоевский!
Л. Гулакян. А что вы думаете о сходстве между новой картиной с вашим участием «Питер FM» и «Прогулкой»?
Е. Цыганов. Мне кажется, что нет переклички. Я не вижу никакого повтора ни по истории, ни по роли, ни по стилистике это по-другому снято. Вообще, если я чувствую, что мне предлагают что-то, что я уже делал, какое-то дублирование истории, я от таких ролей отказываюсь. А здесь, мне кажется, это история уникальная, да и что касается моих персонажей, то герой, которого я играл в «Прогулке», и этот парень из «Питер FM» они разные ребята, просто на лицо очень похожи.
Л. Гулакян. Вы могли бы вспомнить некие ситуации из своей биографии, когда случайное происшествие определяло последующий этап в вашей жизни?
Е. Цыганов. Честно говоря, не люблю, когда пытаются проводить параллели у вашего героя так, а как у вас. Не знаю, мне иногда кажется, что жизнь похожа на компьютерную игру. Знаете, есть такие бродилки-ходилки: можешь пойти прямо, влево, направо. Есть жесткие игры, в которых можно вытащить человека из машины, сесть за руль, можно снять проститутку, убить человека или отнять у него деньги. Как только отнимаешь у человека машину, за тобой выезжает полиция, как попадаешь к проститутке, у тебя уходят деньги то есть срабатывают причинно-следственные связи. Пределов в игре, которой является жизнь, нет практически.
Л. Гулакян. Но с вашей точки зрения, несмотря на все отклонения от кратчайшего маршрута, конечный пункт судьбы предопределен?
Е. Цыганов. Ну, в конечном счете известно, куда мы все придем. А куда идти, к какой-то цели? Я, когда приезжаю в Питер, встречаю значительно больше людей, которые не настроены на успех, на какую-то цель. У них остается время для того, чтобы почитать какую-то книгу, потому что они не должны за один вечер повидать всех своих друзей, не должны быть в курсе всей информации, не должны заработать все деньги (просто нет рядом всех этих денег).
Л. Гулакян. А что ближе вам: деловая, стремительная, расписанная по минутам жизнь или спокойный процесс созерцательного существования?
Е. Цыганов. Это на уровне состояния: ты попадаешь в город, оно у тебя одно, попадаешь в деревню, дышишь другим воздухом, и оно у тебя меняется. Иногда очень хочется жить так, только так! Но не всегда получается, потом включается все-таки эта московская жила: большие скорости, педаль газа до отказа и вперед. Вот Максим, мой герой из «Питер FM», «бумажный» архитектор, занимается проектированием зданий, которые никогда не будут построены. У него нет этой цели, этой запрограммированности. Он живет в Питере, потому что такой человек должен жить в Питере. Он мог приехать из Нижнего Новгорода в Москву, заниматься архитектурой и дальше бы он поехал в Берлин, а потом, может, в Штаты. Но этот человек другой, люди за разным едут в эти два города в Москву и Питер. Вот сейчас меня вез таксист и рассказывал: «Я приехал из Волгограда, строитель. Говорю своим друзьям: почему вы не едете в Москву? Надо ехать в Москву, поднимать бабло, надо вертеться, жить активно, чем целыми днями бухать!» Вы понимаете позицию? И другая тема, когда человек приезжает в Питер, но приезжает он сюда за другим, за какой-то иной эмоцией чтобы можно было пешком дойти по Петроградке до Черной речки, например.
Л. Гулакян. Но жизнь коротка, разве не стоит пытаться каждую минуту реализовать себя?
Е. Цыганов. Жизнь короткая дорога, которую можно пробежать, а зачем? Можно ведь и спокойно пройти эту дорогу, посмотреть, что вокруг, остановиться, посидеть, может, даже чуть-чуть полежать на траве, а можно и пробежать с отдышкой, вспотеть, ничего так и не поняв Говорить о какой-то пользе, смысле жизни и того, чем я занимаюсь, достаточно бесполезная тема
Л. Гулакян. Возможно, в Москве вы слишком востребованы, нет возможности взять тайм-аут?
Е. Цыганов. Дело не только в работе, в съемках. Мне вообще нравится тот заряд, та энергия, которая идет из Питера. Здесь всего намешано. Этот город может быть мрачным, депрессивным, в нем много сумасшедших реально, их и в Москве много, но в чистоте питерского воздуха они проявляются как-то зримо, яснее. У нас, например, на съемочной площадке из дома вдруг вышел человек с Калашниковым и пошел по улице. В Москве сложно себе представить такое, маргинальная нотка в Питере, она, конечно, имеет место быть
Л. Гулакян. В одном из интервью на вопрос, как вам работалось с Евгением Мироновым, вы ответили: «Никак». Создав такой замечательный дуэт в картине «Космос как предчувствие», вы действительно не сошлись характерами?
Е. Цыганов. Если я ответил «Никак» это было скорее раздражение на вопрос журналиста, нежели какое-то отношение к Евгению Миронову. Просто сам по себе вопрос надоел, его постоянно задают. «Как вам работалось с Чулпан Хаматовой?» Ты говоришь: «Здорово!» Другой журналист: «А как вам работалось с Оксаной Фандерой?» «Замечательно!» Следующий: «А как с Женей Мироновым?» И тут уже не выдерживаешь: «Да идите вы!..» Понимаете? Есть еще вариант ответить: «Плохо работалось». Можно, конечно, вспомнить какую-то историю, показывающую, насколько этот человек уникальный партнер, но он в этом не нуждается. А вот про дебютантку Катю Федулову меня никто не спросит, как мне с ней работалось. Спросят про тех людей, про которых не нужно рассказывать, что они хорошие артисты, которые в этих «рекомендациях» уже не нуждаются.
Л. Гулакян. Скорее уж Катю спросят, как ей работалось с вами.
Е. Цыганов. Да, ее, наверное, спросят, такая тема.
Л. Гулакян. Чтобы составить полное представление об артисте Евгении Цыганове, какие ваши спектакли нужно посмотреть?
Е. Цыганов. Что такое полное представление? Я не помер еще! К сожалению, я очень мало играю в театре, у меня всего три работы, на данный момент даже две. Играем на камерной, очень маленькой сцене. Иногда мне бывает стыдно за то, что я делаю, а иногда бывает хорошо. Когда мне говорят: «Давайте мы о вас сделаем передачу!» я отвечаю: «Давайте к юбилею к пятидесятилетию. Созвонимся, когда сорок девять будет. К тому времени, наверное, и люди обо мне что-то смогут рассказать, и мне будет что вспомнить».
Л. Гулакян. Многие представители вашего поколения стремятся быть метросексуалами. При взгляде на вас создается впечатление, будто вы задались целью быть неким антиподом. Нарочитая небрежность к внешнему виду ваше естественное состояние?
Е. Цыганов. Я думаю, что во мне живет метросексуал, где-то в глубинах моей темной актерской душонки. Это же очень просто, действительно: вы катаетесь на грязной машине, и вам на это плевать, потому что она для вас исключительно средство передвижения, на котором вам надо перебраться из точки А в точку Б, и неважно, как она выглядит. Но потом вы заезжаете на мойку и вдруг понимаете, что важно, что хорошо, когда она вычищена. А у нас еще слякоть, знаете ли, не получается ходить в чистых ботинках и с прической на голове. Это тоже зависит от среды. Когда вы приезжаете во Францию, вам хочется носить одну одежду, приезжаете в Колумбию и там вы уже этаким французом не пройдетесь по улице. Короче, среда-среда. У нас она несколько взлохмаченная.
Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006