RuEn

Женщины Педаяса

Премьера в Мастерской Петра Фоменко

Два месяца назад, во время фестиваля «Золотая маска», в Театре на Таганке Малый драматический показывал пьесу ирландского классика Брайена Фрила. На сцене шла притча о прозревшей слепой «Молли Суини», а в публике выделялась группа актеров Петра Фоменко. В антракте они держались вокруг некоего крупного человека, прежде в московских театральных фойе не мелькавшего, и вели себя заговорщически. Оказалось, что в то время как основная масса зала собралась «на Додина», эти пришли «на Фрила». Тогда эстонский режиссер Прийт Педаяс, так звали неизвестного, начинал репетировать в Мастерской Фоменко другую пьесу Фрила — «Танцы на праздник урожая». И нынешняя премьера театра вписывает два этих новых имени в московскую сводную афишу.
Сказать что-то определенное из них двоих можно только о Фриле. Известно, что место действия большинства его пьес — вымышленный Беллибег, собирательный образ ирландской провинции. Понятно, что под вполне достоверными историями беллибегчан, как правило, лежат и масса литературных аллюзий, и философские обобщения. Пять сестер из «Танцев на праздник урожая» похожи на трех чеховских, с их безысходным «счастья нет, не должно быть и не будет для нас» и невозможностью вырваться из круга обыденности. Но есть у пьесы особенный, фантастический привкус — его придают ей не культурные аллюзии, а язычество. То язычество, что запретной свободой прорастает сквозь толщу христианской морали и приносит свои горькие плоды — точно так же пробивается свет сквозь щели дома Мундэй в сценографии Владимира Максимова. Праздник урожая у Фрила — это не только пляски деревенской молодежи в конце лета, на которые старшая сестра не пускает младших. И не только культы, которые отправляет старший брат — христианский миссионер, много лет прослуживший в африканском лепрозории и вернувшийся домой больным и не помнящим родного языка (Карэн Бадалов). Язычество — это, в числе прочего, и свобода младшей сестры наплевать на патриархальные нравы и дать жизнь своему внебрачному ребенку (мальчика играет Кирилл Пирогов), и притягательная безрассудность отца этого ребенка (Рустэм Юскаев).
В общем, «Танцы на праздник урожая» — пьеса отменная и достойная обаятельнейших актрис Мастерской — Галины Тюниной, Мадлен Джабраиловой, Ксении и Полины Кутеповых и Полины Агуреевой (она играет главную героиню), — предложившая каждой из актрис по цельной истории. Чего эта пьеса достойна еще, так это перевода лучше того, которым воспользовался театр. А вместе — и пьеса, и актрисы — достойны более отчетливой режиссуры. Где в спектакле Педаяса место Педаяса — непонятно. Кажется, не будь у них режиссера, актрисы, с их манерами, насколько привычными настолько и обаятельными, с их милыми штампами — сыграли бы тот же самый спектакль.
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности