RuEn

Пасторальный этюд о страсти

Разговоры о том, что Сергей Женовач собирается воплотить на сцене почти весь тургеневский драматический цикл, ходили еще в прошлом сезоне. И вот в «Мастерской Петра Фоменко» уже играют «Месяц в деревне», а на Малой Бронной начались репетиции нескольких одноактных пьес.

Чем притягивает Женовача поэтика увядающих дворянских гнезд, гадать не приходится — предыдущие его работы давно убедили думающего зрителя, что и в наше бурное время возможно не спеша, без суеты рассуждать о ценностях человеческой жизни. Женовач давно зарекомендовал себя как постановщик серьезный, далекий от конъюнктурных соблазнов и уважающий в авторе стиль, а в актере индивидуальность. В новом спектакле он не изменяет своим правилам.
Еще в 1909 году, задумывая постановку «Месяца в деревне» на сцене МХАТа, Станиславский определил пьесу как «этюд о страсти». Не берусь рассуждать, насколько изменились понятия о страсти и ее сценическом воплощении за прошедшее столетие, но, как ни странно, именно эта тема кажется определяющей и у Сергея Женовача.
Словно отгороженные от мира, герои его спектакля существуют в розовом теплом пространстве (сценография В. Максимова). Они не хотят и не могут знать того, что происходит за его пределами. Но даже сюда, в оазис благодушия и скуки, врывается живое дыхание. Оно преображает Наталью Петровну (Галина Тюнина), Верочку (Полина Кутепова), студента Беляева (Кирилл Пирогов), влюбленного в хозяйку поместья Ракитина (Рустэм Юскаев), и даже благодушного, невозмутимого Ислаева (Юрий Степанов). Исчезает атмосфера неги и праздности, и музыка Бетховена начинает звучать тревожно и настойчиво, пульсируя вместе с участившимся дыханием героини.
Несмотря на то, что режиссер разворачивает события по обыкновению неторопливо, смягчая иронией бурные сцены объяснений, спектакль идет и смотрится очень легко. Возможно, оттого, что Сергей Женовач всегда рассказывает историю. В какой-то момент припоминается одно из старых названий пьесы — «Две женщины»: настолько ярко и выигрышно представлено противостояние двух героинь, двух утонченных, сильных духом соперниц, приговоренных к одному столбу. В исполнении Галины Тюниной и Полины Кутеповой Наталья Петровна и Верочка в чем-то похожи, хотя несчастны каждая по-своему.
«Месяц в деревне» не потрясает невиданными эффектами. Как и во многих предыдущих работах режиссера, тщательно проработанный рисунок всего спектакля и каждой роли в отдельности напоминает естественную, тонкую и самое главное живую ткань.
И снова используется мотив удивительного феномена сестер Кутеповых — в спектакле они играют разных, абсолютно несхожих женщин, и возникает неожиданная параллель судеб Верочки и Лизаветы Богдановны (Ксения Кутепова), жизнь которой вроде бы налаживается, но ясно, что она будет ей не в радость.
Все в том же розовом свете, который казался теплым, а теперь холоден и безжизнен, Наталья Петровна остается одна. Лишь воздушный змей, раз поднявшись в высоту, так и остается там, на верхушке столба, и трепещет серебряными полосками как напоминание о минутном счастье.
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности