RuEn

Архаичная рок-опера и современный XIX век

(Отрывок)

Любовь — это весело

Премьеру тургеневского «Месяца в деревне» Мастерская Петра Фоменко играет на сцене дома культуры «Каучук». Конечно, обшарпанная клубная сцена и не приспособленное для театра освещение постановку не украшают, но лучше всего этот ясный и чистый спектакль смотрелся бы вообще не в театре, а в естественной декорации какой-нибудь усадьбы, на траве или в беседке. Часть подобной беседки и выстроена на сцене «Каучука».
Не одно поколение театралов оказалось в плену самой знаменитой постановки этой пьесы — спектакля Анатолия Эфроса в Театре на Малой Бронной, его лирической печали, несбывшихся надежд и горького понимания, что молодость ушла. Кто бы мог подумать, что пьесу, где взаимоотношения героев та к трудны и запутанны, а развязка так безрадостна, через девятнадцать лет Сергей Женовач поставит как комедию, полную лукавства, радости и приятия жизни?
В спектакле «фоменок», недавних гитисовских выпускников, все так молоды, что история об учителе, невольно смутившем покой женщин в старой усадьбе, приобретает совершенно новый характер: у молодых другой темперамент, другой темп жизни, другая откровенность. Здесь все чувства, все поступки — радость, разочарование, хитрость, обман — бурны, открыты и доведены до конца. Там, где у Тургенева отношения лишь намечены, в спектакле все предельно ясно: у автора — «протянул руки», в спектакле — страстный поцелуй.
Наталья Петровна влюбляется мгновенно — вспыхивает, как спичка, она не может и не желает этого скрывать, манит и наступает на оробевшего Беляева, словно Мамаева на Глумова в пьесе Островского. Галина Тюнина невероятно смешно играет взбалмошную красавицу, придумавшую себе от надоевшего поклонника новую любовь и требующую, чтобы она осуществилась немедленно. Да и Ракитин в исполнении Рустэма Юскаева — не благородный, все понимающий умник, а недалекий добродушный болтун с интеллигентской манерой рефлексировать. И прав желчный доктор Шпигельский (Карэн Бадалов), когда говорит, что Ракитин для Натальи Петровны не опасен: «Больно умно говорит. У кого сыпью, а у этих умников все язычком выходит, болтовней».
Учитель Беляев у Кирилла Пирогова совсем молоденький, словно щенок: руки-ноги вразлет, смесь неловкости и самоуверенности, милое мальчишеское обаяние и полная открытость; а Верочка у рыжеволосой Полины Кутеповой нежна, застенчива, легко краснеет. Их парные сцены — начало подросткового романа, где каждое незначащее слово наполняется особым смыслом, где улыбки, жесты, взгляды — все об одном, где смешаны лукавство, робость и боязнь спугнуть друг друга.
Этот спектакль только о любви. Всех она закружила, сбила, затуманила голову. Здесь все неспокойны: и веселая крестьяночка (Мадлен Джабраилова), и набриолиненный немец-гувернер, и заторможенный, как истукан, сосед-помещик (и немца, и соседа играет Тагир Рахимов), и очаровательная хохотушка Лизавета Богдановна (Ксения Кутепова — вторая из знаменитой фоменковской пары рыжих близняшек). Разволновали даже простоватого, добродушного и трогательного мужа Натальи Петровны (Юрий Степанов).
Спектакль Женовача угадал и зафиксировал смену эпох. Тоска, угасание, безнадежность остались в прежней. В нынешней — приятие жизни и отсутствие страха перед ней. Прошел всего лишь месяц в деревне, бурный эпизод, кому-то изменивший судьбу, кому-то просто разнообразивший отдых. Но трагедий нет: каждый сделал свой выбор сам, и впереди вся жизнь, полная все тех же страстей: обольщений, невольного коварства, расставаний. Нужно только, чтобы она подольше не кончалась.
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности