RuEn

Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»

Сегодня в Санкт-Петербурге начинаются гастроли московского театра «Мастерская Петра Фоменко».

Это первый приезд коллектива в наш город после ухода Мастера в августе минувшего года. Петербуржцы смогут увидеть всего два спектакля: «Театральный роман» — последнюю постановку Петра Наумовича Фоменко по известному произведению Михаила Булгакова (в Москве премьера прошла в апреле прошлого года) и «Дар» — постановку нового руководителя «Мастерской» Евгения Каменьковича, основанную на прозе Владимира Набокова (столичная премьера состоялась в начале текущего сезона, в сентябре прошлого года).

На пресс-конференции, состоявшейся накануне первого петербургского показа спектакля «Театральный роман» присутствовали занятые в постановке актеры, директор театра Андрей Воробьев и вдова Петра Фоменко Майя Тупикова.

По словам Андрея Воробьева, петербургские гастроли для «Мастерской» всегда «радость и большая ответственность», но в другие города вывозить премьеры, пока они не окрепли, театр не торопится. Но «Театральный роман» хотел привезти именно в Петербург еще сам Петр Наумович: попытку инсценировать прозу Булгакова Фоменко предпринимал еще в начале 70-х годов, когда он был режиссером ленинградского театра Комедии (в репетициях этого несостоявшегося спектакля участвовала Майя Тупикова, игравшая роль Торопецкой). Попытку эту пресекли на чиновном уровне, но Мастер не оставил идеи и воплотил многонаселенное действие на сцене уже своего театра.

В отсутствие Мастера, как говорит Воробьев, театру живется «тревожно, трудно, одиноко». «Но мы нашли способ перебороть эту боль — завалили себя работой». — говорит Воробьев. Действительно, в текущем сезоне в театре не только прошла премьера набововского «Дара», но и восстановлен спектакль Петра Фоменко «Безумная из Шайо». Также продолжается работа над постановкой, основанной на творчестве Осипа Мандельштама.

Атмосфера «Мастерской» без Фоменко не изменилась. Говорит актер Кирилл Пирогов: «У нас артисты имеют право на соавторство в спектакле. Это было заведено Петром Наумовичем Фоменко». Действительно более 95% труппы театра имеет актерско-режиссерское образование, хотя актриса Галина Тюнина строго замечает, что «совместной режиссуры не бывает» — кто-то все же должен отвечать за спектакль. И сегодня такая ответственность за «Театральный роман» лежит на плечах Пирогова, одновременно с Фоменко обозначенным на афишах как автор спектакля. В постановке по Михаилу Булгакову занято 25 актеров, однако персонажей еще больше: каждому исполнителю приходится играть две, а то и три роли. Однако любителям «нового театра», поклонникам постмодернизма, неожиданных форм, идей и иносказаний на спектакле «Мастерской Петра Фоменко», который уже сегодня можно увидеть на сцене театра «Балтийский дом» похоже, делать нечего. Как говорит актриса Галина Тюнина, «постановка очень старомодная»…