RuEn

Космос как смех до бесчувствия

В Москве вручали «Гвоздь сезона»

Накануне Международного женского дня в Театральном центре на Страстном вручалась ежегодная московская премия «Гвоздь сезона». Премия, как известно, дается по итогам сезона предыдущего, в продолжение которого эксперты отбирают несколько спектаклей-фаворитов. В финал на этот раз вышло пять спектаклей, каждый из которых был награжден хрустальным гвоздем. А затем один из этой пятерки был объявлен лучшим из лучших и получил еще главный гвоздь — побольше и размером и весом. Премия «Гвоздь сезона» основана СТД РФ шесть лет назад и пользуется успехом у театрального люда. Как и «Золотая Маска», она не имеет денежного эквивалента, но определенный престиж уже заслужила, и получить ее каждому приятно. К тому же церемонии награждения отличаются изобретательностью. За последние годы сложилась своя форма этого торжества, и определились ее бессменные ведущие — артисты РАМТа Алексей Веселкин и Алексей Мясников. Дуэт работает на редкость слаженно и все время при этом импровизирует — такая вот смесь коверных с конферансье. Два Алексея обладают находчивостью и полным отсутствием пиетета по отношению к коллегам вне зависимости от возраста и регалий последних. По традиции церемонию оформляют остроумными декорациями, придумывают вставные номера, намекающие на стиль спектаклей-лауреатов, и обязательно читают стишки на театральную злобу дня. В принципе, лучшего подобным мероприятиям и пожелать нельзя, ибо если нет юмора и артистизма (а именно этих драгоценных свойств часто на наших торжествах и нет), то зачем тогда вообще собирать народ на театральные праздники?

Лауреатами премии на этот раз стали следующие спектакли: балет Д. Ноймайера «Чайка» (Театр Станиславского и Немировича-Данченко), «Сказки на всякий случай» (РАМТ, режиссер Владимир Богатырев), «Игроки» (Театр ОКОЛО дома Станиславского, режиссер Алексей Левинский), «Пожары» (“Et Cetera”, режиссер Важди Муавад, Канада) и «Самое важное» («Мастерская Петра Фоменко», режиссер Евгений Каменькович). «Самое важное» стало и обладателем Гран-при, то есть большого Гвоздя.

Между выходами лауреатов было столько разных кунштюков, что в зале не смолкал хохот. В космических скафандрах, на фоне допотопной летящей ракеты ведущие веселили публику. Так, космическая тема отразилась на блестящем темени председателя СТД. «Мы видим светящийся шар», — воскликнули ведущие, и на сцену, отсвечивая бликами от прожекторов, вышел Александр Калягин. Прежде чем наградить спектакль РАМТа «Сказки на всякий случай», разыграли сюжет с рамтовским хитом нынешнего сезона — «Берегом утопии», к тому же в стиле носовского «Незнайки». По полной программе «досталось» Театру Станиславского и Немировича-Данченко: то он «горит, не остывая» (намек на несколько пожаров), то выносят жареную курицу, напомнив, что эта «Чайка» у Ноймайера не первая, гораздо раньше выдающийся балетмейстер уже делал ее в Гамбурге. Или поступает предложение поставить «Лебединое озеро» в драматическом театре. А то на вопрос «Отчего „фоменки“ светятся?» — ведущие сами себе отвечают: «Это свет духовности».

Короче, весело было. Хотя, конечный выбор лауреатов все же оставил вопросы. В нынешнем году число «5» для спектаклей, вышедших в финал, стало каким-то магически не обсуждаемым. А ведь бывали годы, когда выдвигалось спектаклей побольше, и ничего страшного не случалось. По крайней мере, на мой взгляд, нынешнему списку объективно не хватало «Евгения Онегина» в постановке Дмитрия Чернякова и «Рассказа о счастливой Москве» Миндаугаса Карбаускиса.

Вот и сама церемония «Гвоздя сезона» при всей ее прелести уже третий год оставляет в душе какой-то осадок. Потому что на ней талантливая веселость периодически скатывается туда, где шутка теряет свои пристойные очертания. Право, рифмовать фамилию печально известной балерины со словом «корова» — пассаж неэлегантный. Называть прославленного режиссера старшего поколения «очень старым» по меньшей мере неуклюже. Долгое пребывание на сцене девушек в костюмах моджахедок, даже если речь идет о «Пожарах» Муавада и о ливанской войне, — не есть не только политкорректность, но даже, не побоюсь этих слов, человеческая порядочность. И почему-то сразу вспоминаются такого же рода проколы прошлых церемоний: «безногий инвалид», ползавший по сцене в связи с награждением спектакля «Повесть о настоящем человеке», шутки про «лесных братьев» по адресу режиссера литовского происхождения и тому подобное. Обидно. Наконец-то нашли способ делать церемонии не железобетонно и тут же потеряли чувство меры. Получается смех до полного бесчувствия. 

В заключение — о том, что по традиции на «Гвозде сезона» вручается еще и премия имени М. И. Царева — выпускникам театральных вузов и педагогам. А также премия имени А. П. Свободина — критикам, работающим в российской провинции. Лауреатами премии Царева в номинации «За успешное постижение профессии актера» на этот раз стали: Нэлли Шмелева (выпускница Ярославского театрального института, курс Вячеслава Шалимова), Александра Виноградова (выпускница РАТИ, курс Марка Захарова), Рубен Ашутян (выпускник Воронежской академии искусств, курс Ирины Сисикиной). В номинации «За успешное воспитание актерской смены» премии Царева удостоены Фардуна Касимова, профессор Уфимской академии искусств имени Загира Исмагилова, и Юрий Соломин, профессор Высшего театрального училища (института) имени М. С. Щепкина. Премию за многолетнее служение СТД получила актриса Вера Васильева.

Премии Свободина удостоена молодой критик из Самары Ксения Аитова.
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности