RuEn

Театр начинается с «мышки»

Теперь спектакли можно смотреть в интернете

В театральном мире Игорь ОВЧИННИКОВ, Гоша, — знаменитость. Он создал театральный Рунет — практически все сайты российских театров сделаны Гошей на базе «Студии Артемия Лебедева». Большинство из них удобно аккумулировано по адресу www.theatre.ru. Выпускник гитисовского фоменковского курса, работник этого почитаемого театра, куратор культурных проектов «Студии Артемия Лебедева», театровед, теперь еще и организатор фестиваля «Театральная паутина» (www.interstudio.ru, fest.teatre.ru).

Вместе с профессором Еленой Александровной Левшиной они придумали «эфирить» спектакли в прямой интернет-трансляции. Чтобы было видно всем желающим, как пляшут кукольные человечки элитарного театра «Тень» или как сегодня морщит носик Ксения Кутепова в «Семейном счастии». Тем, кто живет в Петропавловске-Камчатском, Иркутске, Канаде или где еще люди скучают по театру. Может, и в Москве, но вот заболели некстати и из дома — ни шагу. О том, как компьютерные технологии шагают навстречу человеку, «Новой» рассказал Игорь Овчинников.

- Зачем вы решили театрального зрителя — последнего, кто еще ценит материальный, вещный мир, — затащить в виртуальную реальность?

 — Мы не хотим театрального зрителя затащить в интернет. Мы хотим интернет затащить в театральную жизнь. Не подменить им театр, упаси бог, а сделать его еще одним средством, которое помогает театру доходить до зрителя. Я повторял, повторяю и буду повторять: ни одна теле- или интернет-трансляция, ни один набор критических статей не заменит живого театра.

Идея заключается в том, что большое количество театральных зрителей, в том числе потенциальных, не живут в городах — театральных центрах и у них нет никакого другого способа увидеть спектакли, кроме как по сети. Даже недостатки интернет-трансляции могут стать тем манком, который потом приведет уже в настоящий театральный зал. Конечно, виртуальная картинка не передает чарующей атмосферы спектакля, не дает ощутить прелести энергетического обмена со сценой, но доставляет прямо на дом какую-то другую жизнь, от которой сложно оторваться.

- Какого компьютера достаточно, чтобы смотреть спектакли по сети?

 — Все трансляции будут проходить в технологии Real Network. Любой компьютер трех-четырехлетней давности все это осилит. Главная проблема — это, конечно, линии. Рунет охватывает, по разным оценкам, от 4 до 10 процентов населения России, я думаю, истина где-то посередине, а из этих условных семи срединных процентов дай бог у трети установлены скоростные линии, остальные сидят на ужасном телефонном дозвоне, с прокисшими проводами и разрывами связи. Но теоретически смотреть наши трансляции можно будет и так. Понятно, что люди не подключаются к скоростному интернету до тех пор, пока не понимают, зачем им это вообще нужно. Наш фестиваль — тот маячок, который показывает: это нужно, например, для того, чтобы, сидя в городе Хабаровске на выделенной линии, без хлопот посмотреть семь отличных спектаклей.

Наш подзаголовок — «Единое пространство искусства» — подталкивает к объединению распавшегося культурного пространства на новом уровне. Ведь часто мы в Москве ничего не знаем о театральной жизни в Иркутске, Хабаровске…

- Вы себя считаете создателем театрального Рунета?

 — Честно говоря, боюсь, что да. И не только потому, что я первый сказал «мяу». Достаточно просто посмотреть на то количество театральных проектов в Рунете, которое было создано «Студией Артемия Лебедева».

Давным-давно, когда студия еще не была такой знаменитой и высокобюджетной, она и начиналась с театрального проекта. Мы все были молодыми людьми, но уже тогда считали, что в этой жизни есть вещи более важные, чем зарабатывание денег: например, поддерживать каким-то образом культурную жизнь тем, что умеем делать профессионально.

- Мы - это кто?

 — Артемий Лебедев, Денис Шохин, управляющий студией, театральный человек, несколько лет работавший главным администратором в театре Табакова, и я. В течение многих лет все театральные проекты делались без копейки, за счет внутренних ресурсов. Только недавно театры стали участвовать материально в создании своих сайтов. Потому что поняли, что интернет — вполне конкретная коммерческая среда, через которую можно напрямую рассказывать о премьерах и продавать билеты. Когда я показываю сомневающимся театрам статистику посещений, их сомнения развеиваются. Если три площадки театра МХТ за вечер посетят 1000-1200 человек, то сайт этого театра за день посещают 2-3 тысячи. И понятно, что все эти посетители неслучайны.

- В чем может быть выражена прибыль театрального сайта?

 — Проще всего она выражается в количестве билетов, заказанных через интернет. Но гораздо большая прибыль, как мне кажется, идет от появления целого пакета новых возможностей. Для профессионалов — получение точной и своевременной информации из первых рук. Для зрителей — театральный форум, чаты, клубы. Колоссальное облегчение свободы выбора. Интернет предоставляет возможность зайти на сайт и понять, насколько эстетическое ожидание зрителя совпадает с художественным предложением театра. А информацию формирует исключительно сам театр.

И наконец — упрощение пути зрителя в театр. Какая аудитория для современного театра является самой желанной? Не будем скрывать: это аудитория, обладающая определенным цензом культуры и определенным цензом платежеспособности. Тот самый средний класс, который в подавляющем большинстве не ездит в метро, не может среди дня бежать в театральный ларек в метро или ради любимого театра занимать очередь в кассу в пять утра в дни продаж. Эти люди не будут заморачиваться и потому не попадут в театр никогда. А интернет — тот самый канал, который у них всегда под рукой, надежный и интерактивный: они подают заявку и тут же получают ответ.

- Я несколько раз хотела заказать билет через интернет, и у меня не получилось.

 — К сожалению, в силу неразвитости отечественной банковской системы и ее подверженности лихорадкам у нас пока нет системы оплаты билетов через интернет, которая давно существует в мире.

Знаете сколько идей еще не реализовано! Например, театральная биржа. В Москве каждый год проходит некое мероприятие, на котором презентуют себя разные театральные организации. Представьте себе, что актер из Южно-Сахалинска ищет работу. Он что, должен в Москву лететь за бешеные деньги без всякой гарантии, что эту работу он себе найдет?

Понятно, что актерские биржи должны существовать в интернете. Это же универсальное медиа, которое позволяет артисту представить себя со всех сторон — фотографии, голосовые данные, видео, постоянно обновление информации о себе, возможность интерактивно пообщаться с потенциальным нанимателем.

- В чем сложность создания такого сайта?

 — Технически — никакой. Мы даже готовы сделать такой сайт бесплатно, настолько он насущно необходим. Но никакой сайт не может жить без постоянной поддержки, ежеминутного обновления контента. Студия Лебедева не может заниматься еще и контентом — мы давно уже создаем только программные оболочки.

Главная проблема вот в чем, и наш фестиваль должен ее озвучить. В отличие от всех других проектов интернет-проект — это не то, на что один раз нашел деньги, сделал и забыл. Самое важное — поддерживать этот проект постоянно, круглыми сутками. Это очень долгоиграющая пластинка.

- Где вы ищете людей, которые вам помогают?

 — Люди приходят сами. Например, пару лет назад ко мне пришли студентки ГИТИСа Катя Воронова и Аня Шалашова. Принесли компакт-диск, на котором была записана вся существующая в природе информация об актрисе Марине Нееловой. Собирали ее добровольно и самостоятельно. Вот так вокруг витает множество активных, талантливых, работоспособных, умных людей, которых — дай мне волю — завербовал бы на работу.

- Как для вас, театроведа-гуманитария, проходило погружение в сеть?

 — Всегда интересовался технологиями. В детстве программировал на калькуляторе. В год моего прихода в ГИТИС, в 87-м году, там появился первый компьютерный класс. Кроме меня, это мало кого интересовало. Один компьютер я оттуда позаимствовал — уже можно в этом сознаться. Пять лет этот бешеный ПК с 64 Кб оперативной памяти стоял у меня дома. После ГИТИСа я год проработал завлитом Театра Табакова, там мне в руки попал компьютер, благодаря которому этот театр первым в России обзавелся электронной почтой — был 92-й год. А в 96-м мы познакомились с Темой Лебедевым, и все это встало уже на совершенно профессиональные рельсы.
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности