RuEn

Руслан и Людмила

С любовью к Пушкину и зрителям Новый спектакль «Руслан и Людмила» в Мастерской Петра Фоменко – мудрая и озорная сказка для всей семьи

Гениальность Пушкина можно оценить лишь с возрастом, по мере накопления читательского опыта. Маленькие дети с удовольствием слушают сказки Александра Сергеевича, в школьной программе его изучают в каждом классе, но далеко не каждый учитель способен внушить любовь к писателю, по творчеству которого требуется постоянно писать сочинения. Наконец, наступает взрослая свобода – «делай, что хочешь», и, если взрослые люди погружаются в чтение Пушкина, они открывают для себя богатейший мир поэзии и прозы и понимают, почему это «Пушкин – наше все!»



Петр Наумович Фоменко был величайшим знатоком творчества Александра Сергеевича, мог часами цитировать наизусть его стихи и прозу, мечтал поставить спектакль о русском гении, которого боготворил всю жизнь. И он, наверное, радовался бы новому спектаклю «Руслан и Людмила», поставленному Михаилом Крыловым совершенно в духе Мастерской – озорному, воздушному, искрящемуся, поставленному с большой любовью к автору, актерам и зрителям.

Спектакль идет в малом зале, и для него также как для «Триптиха» Петра Фоменко сцену увеличивают (творчество Пушкина требует воздуха), освобождая мраморное фойе, и в результате она становится размером, чуть ли не со зрительный зал. Там происходят чудеса: скачут богатыри, летает на бороде Черномора прекрасная Людмила, разговаривает огромная голова и плодоносят апельсиновые рощи. Все это доставляет огромное удовольствие взрослой публике, хотя целевой аудиторией этого спектакля в театре пока считают детей. На «Руслана и Людмилу» нужно непременно идти семьями. Пока дети, оторванные на время спектакля от своих гаджетов, несколько минут «включаются» в спектакль, недоуменно разглядывая нехитрую обстановку, придуманную режиссером Михаилом Крыловым (обычный стол вместо пиршественного, ленты вместо рек, лестницы на колесиках вместо гор и башен, швабры и метлы вместо коней, ведра вместо шлемов…), взрослых начинает разбирать смех. Они еще помнят нормальное детство с прятками и «казаками-разбойниками» во дворе, они тоже когда-то лихо скакали на палках, поэтому озорная атмосфера спектакля захватывает их слету.

Сам Пушкин бы улыбнулся, увидев себя на сцене в роли рассказчика, который сняв бакенбарды и приклеив бороду, превращается в карлика (рассказчик и Черномор – Михаил Крылов). Дети, уловив иронию (да и как не засмеяться, заметив на пиру в виде «знатного угощения» – сосиски), все происходящее с этого момента принимают на «ура» и с открытым ртом следят за поисками прекрасной Людмилы (Екатерина Смирнова), в которую влюбляются сразу всем залом – настолько она молода, мила и уморительно смешна. Руслан (Игорь Войнаровский) и потенциальные женихи-богатыри (Андрей Казаков, Владимир Свирский, Федор Малышев) так забавны и хороши каждый по-своему, что невозможно от них отвести взгляд.

Художникам Владимиру Максимову, Анне Белан, Владиславу Фролову удалось превратить самые простые вещи в сказочные предметы. Чего стоит горный ландшафт, по которому скатываются, проносятся герои спектакля, а столы на колесиках, столь многофункциональные, что и не перечислить все их ипостаси. Дети впадают в полный восторг, когда по залу разлетаются золотистые апельсины, изображающие наливные сады Черномора (в антракте зрители с удовольствием угощаются трофейными «сказочными плодами»). Неутомимый рассказчик-режиссер неожиданно появляется и жизнерадостно раскручивает колесо действия, чтобы оно не тормозило на поворотах. Публика весело включается в игру: кого-то из детей приглашают на сцену, а в финале – за кулисы, кто-то энергично подхватывает пушкинские строки вслед за рассказчиком…

Отрадно, что у создателей спектакля хватило не только юмора и иронии, но и мудрости, чтобы без всякого пафоса, незаметно дать юным зрителям прочувствовать глубину и масштаб пушкинской сказки.