RuEn

Время собирать… пробки

В рамках Девятого фестиваля искусств «Балтийские сезоны» на сцене областного драматического театра прошел спектакль Московского театра «Мастерская Петра Фоменко» «Дом, где разбиваются сердца» по пьесе знаменитого английского драматурга Бернарда Шоу.
Яркую и афористичную комедию абсурда, которую сам классик обозначил как «фантазии в русском стиле на английские темы» поставил Евгений Каменькович. 

Построенный в виде старинного корабля двухэтажный дом с огромной деревянной фигурой в носовой его части одиноко «движется» куда не знает сам. То же самое можно сказать и о его обитателях: капитане Шотовере, его старшей дочери миссис Гесионе Хэшебай, младшенькой — леди Ариадне Эттеруорд, а также разношерстной кучке званых-незваных гостей. Все они словно бы из «разных океанов». И все вроде бы хотят «сойти на землю», но отчего-то не решаются. «Бессмысленные человеки» беспрестанно спорят ни о чем, флиртуют скуки ради, лениво обличают и соперничают, враждуют кое-как. Сам же «капитан корабля», вышеназванный Шотовер, морской волк с приставкой «экс», — так вовсе чудак «в квадрате». По странному своему обычаю он бросает со второго этажа пробки от бутылок и не имеет обыкновения «за собой» убирать. А посему вся земля вокруг «судна» этим «добром», подобно гравию, усыпана — зябко героям ступать по неровной поверхности, каждый свой шаг выверяют они, их так качает при ходьбе.
Во втором действии пробки волшебным образом собраны в громоздкие, сваленные возле дома мешки, сиротливо ожидающие своей дальнейшей участи. Сиротливая картина. А «в воздухе» уже слышны раскаты Первой мировой, неумолимо подступающей к полному сюрпризов дому-кораблю. Однако война пока что не успела проникнуть в сознание «беспечников», не разорила их души. В финальной сцене «домочадцы» темной ночью в безупречно белых одеяниях раскачиваются на возникших ниоткуда белых гамаках, словно оседлавшие облака призраки. И снова — взрыв: часть дома обрушается, невредимые персонажи поднимаются по трапу на борт своего «корабля» — «непотопляемые», вечные.

Безупречен актерский ансамбль «Дома…». Самые длинные и серьезные диалоги лицедеи произносят легко — в стиле «джаз». Кажется, все это рождается однажды — у нас на глазах, и больше никогда не повторится. Самым «волшебным» в спектакле получился образ эфемерной и губительно-женственной обольстительницы Ариадны, воплощенный Полиной Кутеповой, впечатляют медово-властная и роковая «хулиганка» Гесиона — Наталия Курдюбова, брутальный понарошку Гектор Хэшебай — Илья Любимов, женообразный и не в меру эксцентричный, быстрый «на слезу» Рэндл Эттеруорд — Павел Баршак, напыщенный, «монументальный» мошенник Босс Менген — Максим Литовченко и, конечно же, сам «папа корабля» бесподобный Шотовер- Карэн Бадалов.