RuEn

Форум

#мариябольшова

мелодии "Проклятого Севера"

29 июля, 17:13, briedis

Спектакль, или, как назвали его авторы, театральное сочинение по мотивам рассказов порядком подзабытого Юрия Казакова, произвел сильное впечатление, впечатление это не просто многообещающее, а вполне осуществленное, самое что ни на есть реальное.

Сначала о составе исполнителей. Это третья стажерская группа в полном составе – Полина Айрапетова, Денис Аврамов, Андрей Миххалев, Мария Большова, Анатолий Анциферов, Павел Яковлев. Примкнувший к ним Александр Мичков, по возрасту вполне мог оказаться в этой же стажерской группе, но 15 лет выходить на сцену Мастерской и числиться стажером – как-то противоестественно это выглядело бы.
Первые четверо закончили ГИТИС, актерско-режиссерский курс Каменьковича-Крымова. Это был мощный курс, к концу учебы у них набралось около полутора десятков спектаклей, спектакли получились разные по уровню, что не удивительно при таком количестве. Особняком стоит спектакль "О-й. Поздняя любовь", который прочно прописался в афише Школы драматического искусства, стал лауреатом "Золотой маски", он единственный был поставлен одним из руководителей курса - Крымовым.
Бывают такие сжившиеся, сработавшиеся курсы, из которых можно сразу строить театры, тот курс Каменьковича-Крымова мне не показался таким единым ансамблем, возможно, потому, что собрал и воспитал много сильных индивидуальностей, не удивительно, что многие его выпускники играют в лучших театрах и не вторые роли.
Александр Мичков закончил актерско-режиссерский курс ГИТИСа, мастерскую Кудряшова, годом раньше.
Анатолий Анциферов и Павел Яковлев – А и Я – и в медучилище учились, и буфетчиками в Мастерской подрабатывали, и показали сделанный на двоих спектакль по Маяковскому самому Фоменко и сумели понравиться, и по его совету поступили в театральное училище,
закончили его и теперь вместе выходят на сцену Мастерской.
Почти все занятые в спектакле актеры сыграли несколько ролей, это характерный прием фоменковского театра, в известной степени, вынужденный, здесь и смотрелся, и слышался и естественно, и профессионально. Возможно, спектакль понравился, в том числе и потому, что увидел, услышал, уловил дорогие фоменковские черты, интонации, эмоции.
У спектакля уже есть судьба, безусловно не такая тяжелая, как у некоторых ранних спектаклей самого Фоменко, но все-таки. Он был сделан и после внутритеатральных прогонов был закрыт для показа, спектакль и не смотрится как предпремьерный - он давно живет в душах и умах его создателей .

Теперь о режиссере. Уже тогда, в ГИТИСе, Полина Айрапетова в моих глазах выглядела лидером курса. Причем не настаивала на этом, как это делают некоторые из тех, кого можно встретить в коридорах и аудиториях, а выделялась созданными сценическими образами, начиная с Аркадиной в лихой версии чеховской Чайки, и заканчивая небольшими эпизодами, как, например, в бунинском чтецком спектакле.
Невозможно было не заметить и музыкальную одаренность. Мне кажется, что именно необыкновенная музыкальность позволила успешно сделать свою первую режиссерскую работу, чему в немалой степени помогла и проза Юрия Казакова, которая отличается своей музыкальностью.
Еще в институте Полина (как много в этом имени для сердца зрителя Мастерской слилось) выделялась редким ощущением сцены, такое впечатление, что сцена ее не то, чтобы не сковывала, а, наоборот, раскрепощала, она на сцене становилась свободнее. Особенно это свойство проявляется в сравнении, причем не только с другими актерами, но и с собственными эпизодами. Мне запомнился один такой мгновенный эпизод, когда Полина взглядом оценивала свое положение на помосте в спектакле Испанцы в Дании. Запомнился, хотя не удивил - там временами такое движение иногда возникало, что, сидя на одном из первых показов в длинном первом ряду, боялся, что или кто-то зацепится за мои ноги или голову, или меня с легкими травмами вынесет на боковые места. Потому и на сцене лучше было, от греха подальше, лишний раз убедиться в том, что занимаешь то самое правильное, безопасное место. Говорят, со временем движения в этом эпизоде поубавили.

Хочу быть правильно понятым, конечно же, это не шедевр типа "Абсолютно счастливой деревни" или "Семейного счастия". Но это уже не студенческий спектакль, не спектакль дебютанта-режиссера. Сам Юрий Казаков когда-то сформулировал в Литературных записках, что отличает хорошего писателя. “У хорошего писателя всегда ощущается что-то ещё помимо того, о чём он пишет. Это как в звуке: есть основной тон, и есть обертоны, и чем больше обертонов, тем насыщеннее, богаче звук”. То же отличает и хорошего художника, режиссера, актера, то же отличает и творческие коллективы, причем не только театра в целом, но составы исполнителей конкретного спектакля. В этом смысле в спектакле "Проклятый Север" ощущается что-то еще помимо того, что мы видим и слышим, у него очень красивый голос, его тембр узнаваем, мы его помним по лучшим спектаклям Мастерской.

О названии спектакля. Напрашиваются параллели с другой недавней премьерой – вампиловскими Тополями, одной из лучших постановок в новой истории Мастерской. В основе обоих спектаклей лежит много рассказов и отрывков, сплетенных в единый сюжет. Зрители, которые решат ознакомиться с рассказом Вампилова “Тополя”, немало удивятся – текст заглавного рассказа не занимает даже одной страницы, тем не менее, именно он является основой действия спектакля. Рассказ “Проклятый Север” может удивить еще больше, он не дал спектаклю ни одной сюжетной линии, ни одного героя, но дал название. И не только название, он определил стилевой принцип построения спектакля – контраст. Собственно, контраст заложен в названии рассказа и спектакля, хотя и не так явно, как, например, в названии “Война и мир”. Герои рассказа даже на отдыхе в жаркой и солнечной Ялте не могут забыть о суровом Севере, даже на отдыхе Север их влечет, их согревает скорое возвращение в родные места – “Мы прямо-таки отравлены этим проклятым Севером, и тянет туда бесконечно”. Они вспоминают Чехова, который последние годы жил в Ялте и написал оттуда жене о том, что мечтает побывать на Шпицбергене.

Об инсценировке. И не только

#проклятыйсевер #юрийказаков #полинаайрапетова #денисаврамов #андреймиххалев #мариябольшова #анатолийанциферов #павеляковлев #александрмичков #тополя #гитис #евгенийкаменькович #дмитрийкрымов

Тополя - диалоги о любви

4 июня 2016, 20:55, briedis

На старой сцене Мастерской идут предпремьерные показы спектакля "Тополя" по произведениям Александра Вампилова. Несмотря на то, что на этом этапе в спектакле остаются фрагменты, которые требуют доработки, спектакль можно и нужно смотреть уже в этом сезоне. Во-первых, у спектакля в силу его особенностей есть жесткая структура, действие выстроено во времени с точностью до секунд и с точностью до полуметра в пространстве, все это, несмотря на очевидные сложности, четко воплощается. Во-вторых, упомянутые выше фрагменты касаются главным образом исполнительского уровня актеров. На эти временные естественные недостатки можно просто не обратить внимания. Спектакль состоит из диалогов и монологов, которые, в действительности, тоже есть диалоги, о любви, а влюбленные могут и в словах на первых свиданиях путаться, даже если дома у зеркала все получалось хорошо, или сказать не так, как хотелось, или могут любимой любимое стихотворение неуверенно прочитать, изменить при этом стихотворный размер, пропуская по слову в каждой строке. Да и вообще интересно, как профессионалы решают свои проблемы на сцене. Это, в-третьих.

О названии спектакля.
Если кто-то захочет перед посещением театра ознакомиться с рассказом Вампилова под названием "Тополя", то будет немало удивлен, поскольку текст состоит из трех с половиной сотен слов и занимает одну страницу. На самом деле в основе инсценировки — полтора десятка миниатюрных вампиловских рассказов, причем из одного рассказа мог быть взят один диалог, из другого — второй, из третьего — яркий отрывок. Текст пьесы включает также несколько ярких фраз, по сути, афоризмов из "Записных книжек", отрывок из пьесы "Прощание в июне", небольшое стихотворение, небольшие отрывки из его воспоминаний и воспоминаний о нем, из писем. Это только то, что я заметил. Все это было удивительным образом переработано, появилась на свет инсценировка, сохранившая неповторимый авторский стиль, характерную тонкую лиричность и легкость, простая по форме и глубокая по содержанию. Неожиданно вписались и своевременно звучат в пьесе некоторые "Несвоевременные размышления О пользе и вреде истории для жизни" Ницше. Нельзя не упомянуть и стихотворения Рубцова, замечательного поэта, жившего в те же годы, что и Вампилов, и также ушедшего из жизни в 35 лет. Это "Ах, отчего мне сердце грусть кольнула, ..." и "Размытый путь. Кривые тополя".

О жанре, почему — спектакль-кинофильм.
Действие разворачивается одновременно на экране и на сцене перед экраном. Персонажи пьесы могут покидать пространства сцены и оказываться на экране, и наоборот, другими словами, как только актер уходит со сцены, появляется его изображение на экране, записанное ранее. Идея не нова, подобное впервые увидел в 70-е годы в пражском театре "Латерна Магика", там, правда, основой спектакля служила не драматургия, а демонстрация техники переходов между сценой и экраном.
На сцене Мастерской появляются только четыре персонажа, а на киноэкране — более двадцати, редко кто из них задерживается дольше, чем на минуту, это даже не эпизоды, а микророли, иногда без слов, многие сыграны восхитительно, выделил бы миниатюры худрука Мастерской Каменьковича и недавней выпускницы его Мастерской в ГИТИСе Большовой. Чувствуется, с каким удовольствием снимались фоменки в этих мгновениях (приходит на память "Прогулка" Учителя). Сергей Осипьян, кинорежиссер и один из тройки режиссеров спектакля, не чужой для Мастерской человек, сделал свою кинематографическую часть по-фоменковски. Режиссеры спектакля, Топцов и Буторин, по совместительству исполняют главную роль героя, соответственно, нынешнего и десятилетней давности.

В спектакле изящно решена проблема звука. Проблема заключается в том, что с киноэкрана через динамики идет записанный звук, а со сцены — звук живой, при этом разговор сценического персонажа и экранного неизбежно будет неестественным, разделение двух пространств еще и по качеству звучания было бы излишним. Она была решена с помощью радиомикрофонов, которые использовали актеры на сцене. Сделано это мастерски, только на слух, закрыв глаза, определить, на сцене актер или на экране, не так легко.
Невозможно переоценить роль в этом звукорежиссера Дениса Забияки, профессионала высочайшего уровня.
Звуковое оформление вообще поражает. Когда звучит аккордеон, поражаешься чистоте и точности звука, так может играть только Захаров. Ностальгические воспоминания буквально захлестывают под песни 60-70-х годов, звучащие в "Тополях" — "Девчонки танцуют на палубе" в исполнении Кобзона и Кристалинской, "Когда вам двадцать лет" в исполнении Лидии Клемент, звучащие так, будто записаны на современной студии. Звучат две песни в исполнении Джордже Марьяновича — "Марко поло" и, кажется, "Голубые глаза". Ну как, зрители со стажем, вспомнили? А в живую в замечательном исполнении Полины Айрапетовой прозвучала еще одна некогда популярная песня "Ты только не пройди". По-моему, Полина необыкновенно музыкальная и талантливая актриса, она очень точна в "Тополях".
Заканчивая разговор о звуковом ряде спектакля, расскажу о том, как заканчивался спектакль. На сцене уже не было актеров, на экране появился "Занавес", стих шум дождя, и в так дорогой театру абсолютной тишине из динамиков еще несколько секунд доносились шорохи, словно из 60-х годов, как только динамики выключили — раздались аплодисменты.

О визуальном решении спектакля. Действие происходит в 60-годы прошлого века, поэтому изображение на экране стилизовано под пленочное кино того времени. Изображение нельзя назвать монохромным, но полноцветным назвать его тоже нельзя, кажется, что со времени событий прошло столько времени, что оно просто выцвело. Художнику Саше Дашевской удалось невероятное, несмотря на обычный сценический свет, на сцене так же выцветшая реальность, включая костюмы и реквизит. Особенно это хорошо видно на примере доски с объявлениями и афишами в сцене первой встречи героев, на сцене не доска с выцветшими афишами, на сцене выцветшее изображение доски, будто сошедшее с экрана.
Только в самом конце спектакля на экране появляется удаляющаяся девушка, которую, как в рассказе "Тополя", затягивает синь, ярко выделяющаяся на фоне тополей. Это синее пятно — символ инсценировки, символ того, что точка не поставлена. Делиться личными впечатлениями о сюжете и действующих лицах, отдельных сценах, не техническими наблюдениями, а именно личными, наверно, рано, слишком мало зрителей могли посмотрели спектакль.

Чем-то мне "Тополя" напомнили "Рыжего", конечно, не только тем, что проводницу в обоих спектаклях играет Горбачева, на сцене в "Рыжем" — актриса Мастерской, на экране в "Тополях" в цифре — уже звезда Инстаграма.

Это звучит парадоксально, но авторы постановки столь тонко передали атмосферу того, другого времени, что у современного зрителя нет сомнений, спектакль "Тополя" — о вечном. О любви

#тополя #александрвампилов #юрийбуторин #владимиртопцов #полинаайрапетова #иринагорбачёва #евгенийкаменькович #мариябольшова #сергейосипьян #денисзабияка #александрадашевская #николайрубцов

О спектакле "Волемир"

12 апреля 2016, 09:17, Наташа Д.

Уважаемые БВГ и briedis! Посмотрела неделю назад "Волемира", с интересом прочитала вашу беседу и захотелось немного поспорить с вами, если позволите.
Эта пьеса мне, конечно же, представляется абсурдистской. Абсурд - это не "бессмысленное нагромождение событий" или просто что-то непонятное. Абсурдными начинают казаться многие привычные вещи, если посмотреть на них с неожиданной точки зрения. Под острым взглядом несуразности жизни становятся более выпуклыми.
В пьесе "Волемир" тот же абсурд, что и во многих рассказах Чехова. Вспомним хотя бы "Смерть чиновника" - про то, как некий чиновник в театре чихнул на лысину генерала и, желая загладить это недоразумение, в конце концов доводит генерала до бешенства.
Вот и здесь такой же абсурд: Волик говорит, что Человек из ванной не нравился ему с первой минуты, и - бац! - выложил ему всё без остатка. Хочет поправить дело, а выходит только хуже. И почему ему кажется, что Человек из ванной его понимает лучше родных людей? Он умело разговорил Волика: "Это интересно... У вас ведь есть теория, я угадал?" И Волик, хоть и сам в ужасе от своей несдержанности, но увидев вновь Человека из ванной, разоткровенничался пуще прежнего. И всего-то стоило тому сказать:"Разговор был очень интересный. Вы говорили так искренне, так умно..."
Уважаемый БВГ, вот Вы говорите, что у Волемира есть стержень. А я думаю, что как раз и нет. "Ему немного подпоёшь - и делай с ним, что хошь". И в этом он недалеко ушёл от Соседа. Тот тоже, ободрённый поддержкой, тут же начинает рассказывать о себе ещё больше.
Абсурдны рассуждения Соседа о свободе. Для него свобода - это полная безответственность. Помните, как он замечательно распоряжался этой своей "свободой"? Поневоле задумаешься - а нужна ли свобода такому человеку?
Более чем абсурден эпизод с чтением письма. Ну неужели после фразы "... кроме вас, просить не у кого. Я к вам пригляделся, кроме вас, тут одни сволочи" нормальному человеку захочется выполнить просьбу? Но Волику и это польстило (и на лице актёра это отразилось!), он с охотой стал читать письмо.
Абсурдна и сама мысль Волемира о том, что есть нормальное отклонение от морали, т.е. всем понятное, а есть ненормальное.
Чехов был мастер показать, как люди - до абсурда! - бывают глухи по отношению друг к другу. И в пьесе Горенштейна это тоже то и дело проявляется. Один пример из множества: фотограф болтает об одном, Лиза о другом, Сосед разглагольствует о свободе - так они разговаривают между собой.
Так что, может, это не тот абсурд, что мы видим у Ионеско, но очень сродни чеховскому.

О "чудовищах на заднем плане": ну какие же это чудовища, тем более из "Сна разума". Помню Марию Большову с синей головой буйвола и Полину Айрапетову с белой птичьей головой. И знаете, что мне само собой вспомнилось:"Синий буйвол и белый орёл..." Форели золотой, правда, не было. Был петух, а ещё вол и осёл. И ассоциации у меня совсем другие.
Есть кантата аргентинского композитора Ариэля Рамиреса "Рождество Господне", но, наверное, в памяти большинства в нашей стране живёт лишь отрывок из неё, ставший музыкальной заставкой к передаче "В мире животных". Под эту мелодию в конце спектакля убегают-улетают все действующие лица.
В "Дяде Ване" Соня в минуту крайнего разочарования и усталости говорит:"Мы услышим ангелов, мы увидим всё небо в алмазах, мы увидим, как всё зло земное, все наши страдания потонут в милосердии..." И в эту минуту она берёт верх над гнетущими обстоятельствами. А Волемир со своими заключительными словами о кредите - напротив, терпит поражение. Всё небо для него уместилось в холодильнике.
#волемир #мариябольшова #полинаайрапетова

Re: Воля и мир Каменьковича

1 марта 2016, 01:44, briedis

С удовольствием отвечу на вопросы, но чуть позже, да и другие темы явно напрашиваются. К сожалению, текущая неделя проходит в суете, присесть некогда.

Да. Баталии бушевали нешуточные на Форуме. Стоило бы освежить память и порыться в архиве, но уж больно много страниц накопилось, опять же день и месяц поста указываются, а год - нет (на сайте немало разных косячков), лень заниматься вычислениями. Ваш Пост был вообще первым на этом Форуме, это я сразу же вспомнил, но сейчас проверил, на всякий случай. Так что вспоминаются не только Бонд, кто-то из Алексеев, кто-то из Анастасий, возможно, ошибаюсь в именах, кого-то из них даже отмодерировали. А сколько имен пользователей осталось в истории по разу-два - на кого-то из них не так посмотрели, кому-то дали плечики не той ширины, кому-то не хватило пирожных.

Что касается языка "Эйнштейна", скорее всего я его по невнимательности просмотрел, этот момент даже в фотоальбоме спектакля представлен. Говорят, в те годы были популярны фотографии Эйнштейна с высунутым языком и Хемингуэя в свитере грубой вязки, они висели во многих квартирах.

В "Волемире" играют четыре выпускника прошлого года Мастерской Каменьковича и Крымова - Аврамов, Айрапетова (на мой взгляд, лидер выпуска), Большова и Михалев, сейчас они на стажировке в Мастерской. За два последних года обучения в ГИТИСе на их курсе были поставлены около полутора десятков спектаклей, это много. Нормальные студенческие работы, какие-то больше понравились, какие-то - меньше. Ставили спектакли, в основном своими режиссерскими силами, хотя один из спектаклей поставил Крымов - "О-й, поздняя любовь", он идет у него в Школе, участвует, кажется, в трех номинациях на "Золотую маску". Несколько спектаклей поставили преподаватели, в том числе Глушков, мне очень нравятся все его работы в ГИТИСе, он ставил и у женовачей, и у кудряшей, и сейчас у Хейфеца
#волемир #гитис #евгенийкаменькович #дмитрийкрымов #полинаайрапетова #денисаврамов #андреймихалев #мариябольшова