RuEn

Форум

Князь Мышкин из Страны Советов

28 февраля 2016, 01:39, БВГ

После более чем 5-ти летнего перерыва выхожу на форум потому что захотелось высказаться по поводу последней премьеры Театра.
Замечательный и серьезный спектакль создали фоменки. Смотрел на одном дыхании. Вначале невольно вспоминался Носорог (чему, вероятно, способствовали световые фиксации этапов "падения" главного героя; в Носороге, как вы, наверное помните, фиксации "оносороживания всех окружающих" были звуковые); разница только была принципиальная: там менялись все окружающие Главного героя, а тут менялся он сам. Но чем дальше, тем более прослеживалась для меня аналогия с князем Мышкиным. Только вот под воздействие основополагающего принципа советской действительности - "кто не с нами - тот против нас" Волемир через какое-то время начинает стремиться стать как все. Впрочем, я, пожалуй, зря делаю акцент на "советской действительности"; наверное в любом современном обществе Волемир был бы "инородным" субъектом. Особенно разительно противопоставление Волемира (с его воспоминаниями - бумажными корабликами и алыми воздушными змеями) и его Соседа (основной мечтой которого - взять в кредит, а достижением - выплатил кредит; а газетные листы в его квартире символизируют надежные стены, за которыми он отгораживается на какое-то время от общества, и ведет себя так как хочется, а не так как принято). Надо сказать, что персонажи спектакля - умело смоделированный срез советского общества 60-тых годов. Основная масса - жизнерадостные оптимисты (с вариантами "неустроенной девственницы", которая в итоге присоединяется к большинству), небольшая часть - изгои: помимо Волемира это и "ярый сталинист". Не мудрено, что тот принимает Волемира за своего и создает для него "вторую замочную скважину" (по выражению Волемира). Кроме вышеперечисленных есть "здравомыслящая середина" в лице "Человека из ванной". Именно его устами произносятся основные фразы-выводы (полагаю, взгляд автора). Ключевым считаю фразу, произнесенную им, когда Волемир обозвал его щукой, а себя лебедем: "... если бы не лебедь, телега давно бы оказалась либо в пруду или в канаве".
Отдельно хочу сказать о ПРЕВОСХОДНОЙ игре Томаса Моцкуса (Волемир). С первой до последней сцены от полностью органичен, не допущена ни одна "фальшивая нота".
И наконец, хочу похвалить музыкальную ретро-среду спектакля. Все ОЧЕНЬ точно. Начиная от песни "Тяжелым басом рванул фугас..." из замечательного фильма "Последний дюйм" (между прочим провозглашающим победу над "ИХ" индивидуализмом коллективизма и взаимовыручки, считавшимися НАШИМ достоянием) и кончая массовым увлечением сиртаки.
В целом спектакль при всей сложности поставленных проблем смотрится легко и местами весело
#волемир #томасмоцкус #носорог

Re: Князь Мышкин из Страны Советов

28 февраля 2016, 22:38, NataliaR

Спектакль красивый, очень театральный. Насчет среза общества 60-х согласна. Но насчет главного героя не могу согласиться. Да. аналогия с князем Мышкиным напрашивается, но напрашивается она, потому что мы видим идиота. Уж простите за слово без кавычек. Есть в нем какие-то высокие мотивы и пафосные сентенции, произносимые, прямо скажем, не к месту, да еще и в стиле Эраста Гарина. Подскажите мне, а в чем был смысл его пафосных монологов? Чем он отличился от других? Сначала это "Фантазии Фарятьева"(примерно то же время, те же люди), потом переходит к "Что делать?" Чернышевского (в смысле самоубийства, самоухода, чтобы освободить любимую женщину), а кончается пошлым и банальным "Не хочу, чтобы ты уходила". Извините, но пьеса эта - и не сатира, и не философия, и не очерк быта, - а всего понемногу. Поэтому непонятно вообще зачем.Но театр любим по-прежнему и надеемся на новые удачи.
#волемир #фантазиифарятьева

Re: Князь Мышкин из Страны Советов

29 февраля 2016, 00:26, БВГ

А давайте проследим динамику его изменений.
Но прежде всего оценим его так сказать "исходное состояние".
Судя по всему он типичный воспитанник достаточно деспотичной мамы. Точнее мамы, которая искренне хочет гордиться своим сыном, чтобы он был как все, не имел непонятных странностей. Все странности (вероятно) безжалостно "на корню" преследуются, загоняются внутрь (помните, как при появлении матери Волемир буквально "забивается" опять в ванную?) А в мальчике "живет" романтическая душа, он непрактичен (опять же здесь видна "забота" матери, все за него наверное делает). Но у этого мальчика, вероятно, всё же существует некоторый стержень, он способен иногда на Поступок (согласитесь, убежать с собственной свадьбы кататься на лодке не каждый сможет). Но за этот Поступок, вероятно он был нещадно "бит" (конечно, в моральном смысле). И опять замкнулся, свою любовь он проявляет самым необычным способом (через фетишизм), прекрасно понимает это и тщательно скрывает ОТ ВСЕХ. И внешне он как все. Ничуть не лучше и не хуже своего соседа (который СВОИ странности тоже тщательно скрывает). Конечно же у Волемира не все в порядке с психикой, это очевидно. Но назвать его просто идиотом считаю неправильно. Вот вчера повторяли "Человек дождя". В чем то здесь схожая ситуация.

Но вот он попадает в нестандартную ситуацию, его вырывают бесцеремонно из его "обжитой" среды. Сначала попаданием в свидетели, но главное (и именно с ЭТОГО момента начинается его "падение") категоричным требованием его любимой защитить ее от оскорблений (видно, что эти оскорбления несколько преувеличены, но женщина "закусила удила" и ТРЕБУЕТ действий). Волемир "ударяет" Соседа (уж скорее толкает :)). Но странно, это ДЕЙСТВИЕ имеет успех. Сосед "рассыпается" в извинениях. Но Волемир вдохновлен, его как маятник качает в другую сторону и он неожиданно для себя начинает рассказывать СОВЕРШЕННО постороннему человеку то, что МНОГИЕ ГОДЫ таил от всех.
Когда он сознает, что натворил (это для нас с вами кажется незначительным, а для него, воспитанным по материнским гнетом ОЧЕНЬ важно). Маятник качается в другую сторону. Нет не так. Это скорее маятник не с возвратно-поступательным движением, а некий "многомерный". Волемир переходит в агрессивное состояние (но как бы пока внутренней агрессией).
Случай с "поборником старого порядка" в доме отдыха переводит Волемира в 3-е состояние. Его агрессия становится видна всем. И инициирует сплетни, анонимки. Но именно в этом случае тот внутренний стержень, о котором я говорил вначала проявляется в полную силу. И этот "многомерный маятник" раскачен до такой степени, что его просто так не остановить. Ну дальше понятно.

А теперь вот Вам ответ на Ваш вопрос: от других Волемир отличается тем, что имеет вот этот внутренний стержень, определяющий что должно быть, а что не должно. И волю отстаивать это. Остальные "плывут по течению". Другое дело, что УМЕНИЯ отстаивать свои права у него нет. Вот он и делает глупости. И "качает" его из крайности в крайность.
#волемир

Re: Князь Мышкин из Страны Советов

29 февраля 2016, 11:30, БВГ

И в дополнение. Я, кажется, нашел краткое выражение для состояния Волемира и его "внутреннего стержня".
Он, выражаясь громкими словами, борется за право каждого человека иметь СОБСТВЕННЫЙ мир, неподконтрольный и тайный для других. И готов отстаивать это право фигурально выражаясь "с оружием в руках".
А для его состояния есть простой термин: "состояние аффекта", только очень растянутое во времени. А к действиям в этом состоянии даже уголовный кодекс относится с пониманием :)
Именно в это состояние привело его осознание факта, что он САМ, добровольно раскрыл совершенно постороннему человеку свой внутренний мир. Беда Волемира, что он СЛИШКОМ чувствительный, слишком совестливый и понимающий человек. Он ведь прекрасно понимает, что его тайное коллекционирование странно для окружающих, поэтому и стремится его скрыть. Хотя, если посмотреть на это здраво, чем это хуже ЛЮБОГО коллекционирования? Но коллекционирование марок, монет - общепризнано, а значит не является, с точки зрения общественного мнения чем-то постыдным. Ситуация усугубляется еще и тезисом "честному советскому человеку нечего утаивать, а если что утаиваешь - это порицаемо, незаконно, ПРЕСТУПНО". И Волемир как УМНЫЙ человек (а вовсе не идиот :) ) понимает это; он сам считает свое увлечение постыдным. Возможно, что это "вбито" в его мозг еще матерью. Кстати, здесь он отличается от своего Соседа: тот при первой возможности стремится рассказать о своей (точнее "одного его знакомого") тайной страсти и бравирует этим.
И вот этого совестливого умного человека (Волемира, конечно) в шутку пытаются обвинить в краже (а это тоже ОЧЕНЬ нехорошо). Ну и оправдываясь он НЕВОЛЬНО выбалтывает свою ГЛАВНУЮ тайну, что приводит его сначала в состояние аффекта, а потом к целой серии необдуманных (а в состоянии аффекта разве другие бывают?) поступков.
Надеюсь, я обосновал не совсем точное представление Волемира в качестве "простого идиота". Да, это человек с нарушенной психикой, но не идиот. И вопрос "зачем произносит он свои монологи" не совсем корректен. Когда женщина-холерик кричит на своих детей за какой-то проступок "идиот, да я убью тебя за это", Вы разве будете задавать вопрос, а зачем она это кричит?
#волемир

Re: Князь Мышкин из Страны Советов

29 февраля 2016, 12:22, NataliaR

мне вообще очень нравятся наши попытки найти особый смысл в каждом спектакле, просмотренном нами. значит, мы с вами ходим в театр не просто развлекаться, мы ищем новые идеи или какие-то аналогии с нашими идеями. но не всегда это правильно. здесь нет ни "Носорога", ни "Идиота". В лучшем случае тема: человек и толпа, но тоже сильно притянуто. если он романтик, человек чувствительный и сентиментальный, то почему он выглядит и действует не как милый чудак (Фарятьев), а как пренеприятнейший тип. Почему мы не хотим ему сочувствовать, ведь это было бы так близко и понятно всем нам. потому что он сам ничего этого не чувствует, а рисуется, выглядя не так, как все. а заглянешь в душу - "совершеннейший крокодил". Князь Мышкин, как вы помните, не занимался самосовершенствованием за счет других людей, а пытался их сделать лучше. извините, мне очень интересно читать Ваши комментарии, но Вы пишете свою пьесу, и боюсь, что зрители не увидят того, что видете Вы.
#волемир

Re: Князь Мышкин из Страны Советов

29 февраля 2016, 13:40, БВГ

А почему Вы не хотите принять версию "состояние аффекта"? То, что он НЕ рисуется и действительно страдает - это совершенно точно. Я не пытался провести полную аналогию с князем Мышкиным.
Вы ему не сочувствуете, мне кажется, только потому, что считаете, что он рисуется. Нет, он просто пытается так неадекватно защититься. И поняв, насколько несчастен он в действительности, Вы будете ему сочувствовать.
А ключ понимания в том, что с одной стороны в нем есть стремление защитить свое внутреннее пространство, а с другой стороны он получил так называемое "женское воспитание" и неумение действовать по-мужски, т.е. решительно. Вот и получается какая-то истерика, замешанная на оскорблениях, в голову приходят абсолютно идиотские решения. А то, что он отвратителен, так в состоянии аффекта, пожалуй, ВСЕ выглядят неприятными.
#волемир

Re: Князь Мышкин из Страны Советов

1 марта 2016, 14:55, NataliaR

соглашусь с Вами. Вообще, приятно поговорить с умным человеком и увидеть иное прочтение того, что видел сам. но хотелось более сильного впечатления, чтобы не нужно было додумывать и придумывать за авторов, что они хотели сказать. не хватает целостности впечатления, чтобы "на одном дыхании", чтобы захватила атмосфера 60-х, или чтобы так сильно и ярко прозвучали идеи, чтобы мы просто сказали: "точно" или "абсолютно не так" и пошли домой думая об этом. как когда смотрели "Войну и мир" и думали: точно, так оно и было написано. к сожалению, сейчас в театре часто приходит мысль: зачем режиссер взял эту пьесу? И тоже пытаешься за него что-то придумать, как-то адекватно ответить, но не часто это получается. А вот вы как думаете: зачем театр поставил именно эту пьесу?
#волемир #войнаимир

Re: Князь Мышкин из Страны Советов

1 марта 2016, 15:38, БВГ

А Вы знаете, меня ИМЕННО захватил спектакль, я его действительно "на одном дыхании" просмотрел. И только сейчас вспоминается, что, вроде, окончание как-то неубедительно прозвучало, как-то скомкано.
И пожалуй, дело тут в разности восприятия мужчины и женщины. Я давно за собой заметил, что не воспринимаю некоторые спектакли, основанные на женской психологии (ну, я именно в этом вижу причину). Например, меня абсолютно равнодушным оставил "Семейное счастье", хотя для многих он один из лучших. И в случае "Волемира", подозреваю, схожая ситуация (только с обратным знаком). Я живо представлял себя на месте героев. Сколько раз корил себя за излишнюю откровенность перед совершенно посторонним человеком, например. И еще. Меня буквально с первых сцен очаровала игра Моцкуса. Настолько все точно сыграно!

Почему взяли эту пьесу? Ну, прежде всего, у пьесы история интересная (ну, вы читали пост briedis). Во-вторых, она не потеряла актуальности и сейчас. Да, у нас уже нет "запрета" на странность, но во внутренний мир регулярно кто-то хочет залезть. А уж насчет выставления на показ чьего-то "нижнего белья" современные "папараци" ушли далеко "вперед"!!
#волемир #семейноесчастие #томасмоцкус

    ×

    Подписаться на рассылку

    Ознакомиться с условиями конфиденцильности