RuEn

В «Мастерской Петра Фоменко» — премьера — новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова

Сегодня в «Мастерской Петра Фоменко» — большая премьера. Зрителя ждет новое прочтение знаменитого «Театрального романа» Михаила Булгакова. Событие — интригующее. Ставить Булгакова — тяжело, и кроме того, роман остался незаконченным. О том, с чего у Петра Фоменко начали, и главное чем все закончилось — в репортаже Ольги Стрельцовой.

Сегодня в мастерской — «Мистификация в двух частях». Зрители жаждут увидеть результат вечера «проб и ошибок». Подобные вечера в Мастерской проходят регулярно, правда, в закрытом режиме. В роли Максудова 1,5 года назад вышел Кирилл Пирогов. Сам Фоменко оценил и включился в работу. Сегодня на сцене почти вся труппа театра со своим романом.

 — Роман действительно плох. Если же он плох, значит, жизни моей конец.

Мучительный путь драмы к зрителю. Иного Булгаков не знал. С Московским художественным — МХАТом — у него действительно был роман, полный любви и ненависти. В Мастерской на ненависти акцент не делают — язык емкий, действо ироничное. Герои-то узнаваемы! Хотя сами актеры пародий делать не желали.

Кирилл Пирогов, режиссер спектакля «Театральный роман»:
 — Мы не хотели, чтобы это были шаржи и пародии. Ни в коем случае! Потому что в этих людях есть любые артисты. Все артисты могут себя найти там. Режиссеры театра могут найти себя там. Поэтому нам дорога эта работа. Не знаем, что с ней будет.

Критики и почитатели творчества Булгакова дадут свои оценки. Благо есть, с чем эту работу сравнивать. А те, кто придет на спектакль Мастерской с чистого листа — для первого знакомства с романом, прочтут не только его. Коснутся «Белой гвардии», «Мастера и Маргариты», заглянут в метущуюся душу драматурга. Который любил-любил, а ему не рарешали. Потому как права не имел.

 — Автор не имеет права…
 — Автор не имеет права передавать свою пьесу в другой театр города Москвы…

Интригой любой постановки «Театрального романа» всегда остается финал. Михаил Афанасьевич пьесу не дописал. И причина его многоточия до сих пор не известна.

Никита Тюнин, актер:
 — А это значит, что у него нет финала. Булгаков его не дописал. Можно сказать, бросил. Сознательно или не сознательно — неизвестно. Многоточие. 
 — Как вы поступили?
 — А мы вам не будет рассказывать. А то будет неинтересно. Мы побежали. Нам надо готовиться. Спасибо!

Готовиться нужно и зрителю. С сегодняшнего дня «Театральный роман» — уже не отрывок для своих — репертуарный спектакль. Да, Булгакова сложно ставить. Но не стоит бояться разочарований, когда за пьесу Михаила Афанасьевича берется мастерская Петра Наумовича.

 — Анна, он застрелится. Нет билетов. Застрелится.

Ольга Стрельцова, Дина Самохина.