RuEn

Пьеса нового сорта

«Бесприданница» в новом здании «Мастерской Петра Фоменко»

Революция, о которой так долго твердили большевики, свершилась — новое здание «Мастерской Петра Фоменко» построено и вот-вот откроет двери для зрителей. Тех, кто надеется, что попадать в этот театр станет намного легче, спешим расстроить: суперсовременный (чтобы не нарушать ландшафт района «Москва-Сити») снаружи и классический внутри театр рассчитан на 450 зрителей. Первая премьера, которую сыграют на новой просторной, оборудованной по последнему слову техники сцене, под стать самому зданию — традиционную классическую пьесу Островского актеры под руководством мэтра и создателя «Мастерской Петра Фоменко» прочли заново, высвободив текст из-под груды театральных легенд и штампов.

Разумеется, крутого, забористого авангарда, современных костюмов и действия, перенесенного в наши дни, от спектакля ждать не следует — «Мастерскую» мы любим не за это. Однако хрестоматий глянец и библиотечную пыль с пьесы стряхнут начисто. Декорации художника Владимира Максимова лишь обозначат игровое пространство — купеческий городок в верховьях Волги. Никакой разлюли малина, пудовых купчих и сияющих самоваров на сцене не будет. И настоящих цыган, разумеется, тоже. Пестрый цыганский хор заменят актрисы «Мастерской», знаменитые романсы звучат в их исполнении вполне аутентично.

В «Бесприданнице» заняты «младшие фоменки», то есть не ставшие уже почти корифеями Галина Тюнина, сестры Кутеповы, Юрий Степанов и другие, с которых когда-то началась «Мастерская», а новобранцы с последующих курсов, выученных Петром Фоменко в РАТИ: Наталия Курдюбова, Анн-Доминик Кретта, Илья Любимов, Алексей Колубков, Андрей Щенников.

Несчастливую красавицу Ларису сыграет Полина Агуреева, на счету которой, кроме ролей в «Мастерской», маньяк и людоед, филигранно сыгранный ею в нашумевшем спектакле по пьесе Ивана Вырыпаева «Июль», и множество киноработ, среди которых роль в вырыпаевском же фильме «Эйфория».

Вариацию на тему маленького человека — безвкусного и бестактного жениха Ларисы Карандышева — сыграет Евгений Цыганов, не только один из самых модных ("Прогулка, «Питер FM», «Русалка» и т. д.), но и по-настоящему талантливых киноактеров. Словом, оба эти исполнителя — люди сегодняшние, остро чувствующие свое время, избегающие фальши и театральных красивостей. Так что можно не сомневаться, что за сюжетом драмы Островского о гордой красавице, искавшей любви, но загубленной пошлостью и эгоизмом мужчин, рассматривавших ее как престижную безделушку для своей коллекции, проступит новый — неожиданный и тревожный — смысл.

В 1875 году, закончив «Бесприданницу», Островский вывел на титульном листе «Opus 40» и в письме к начальнику репертуара Императорских театров утверждал, что с этой, сороковой по счету его пьесы начнется «новый сорт его произведений». Начнется ли с «Бесприданницы» новый период «Мастерской Фоменко» — увидим.