RuEn

Цыганы шумною толпой

«Счастливые дороги» в Театре музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой

Уже писалось, что в Театр Елены Камбуровой приятно приходить — там очень уютно. В принципе на театр не похоже совсем — помещение маленькое, тесное, зато гостям там всегда рады. Не потому, что вы билет купили, план по заполнению зала помогли выполнить, а просто потому, что пришли, примкнули к компании. Театр этот прежде всего компания, собравшаяся вокруг своего руководителя. Интересно, сохранились ли еще в Москве старые интеллигентные квартиры, где стены увешаны фотографиями любимых людей, понравившимися картинами неизвестных художников и детскими рисунками, а по углам стоят какие-то странные, смешные предметы, дорогие хозяевам дома? Театр Камбуровой — как раз такое место. Одно это дорогого стоит, но тут ведь и спектакли хорошие выпускают, вот что интересно.
«Счастливые дороги» — это пушкинская поэма «Цыганы», которую придумала поставить на сцене молодой режиссер из Македонии Зоя Бузалковска. Тут столичные театралы должны почесать в затылке и непременно вспомнить еще одного македонца (все-таки не так часто оттуда режиссеры к нам приезжают), теперь уже москвича Ивана Поповски, ученика Петра Фоменко. Так вот эта внезапно объявившаяся Зоя — его сестра. Поповски давно уже с Театром Камбуровой сотрудничает, целых три спектакля там поставил, так отчего бы «не порадеть родному человечку», как сказано в одной классической русской пьесе? Должно быть уже понятно, что в этом театре родство, особенно, так сказать, родство душ, только приветствуется. Тем более что Бузалковска оказалась хорошим режиссером. В сущности, «Счастливые дороги» — первый драматический спектакль в этом театре, со сделанными декорациями (Ирина Ютанина), хорошо поставленным светом (Владислав Фролов) и приглашенными актерами из других московских театров (из ТЮЗа — Игорь Гордин, из «Ленкома» — Любовь Матюшина и Владимир Кузнецов, из «Бенефиса» — Дарья Айрапетова). Все в этом складном, гармоничном, хорошо придуманном спектакле соответствует названию коллектива — что написано на афише, то и предъявлено. Музыка и Поэзия здесь и в самом деле правят бал, завораживая публику едва ли не больше хорошо известного сюжета о том, как бедный Алеко (Игорь Гордин) не сумел удержать около себя вольнолюбивую Земфиру (Дарья Айрапетова).
Зоя Бузалковска русский знает не слишком хорошо, пушкинский текст для нее все равно что музыка — таинственная и манящая. Это ее ощущение и вошло в спектакль, став определяющим. Поют (и очень хорошо) цыганские песни, со всей Восточной Европы собранные, очень тонко и как-то удивительно классично обработанные Олегом Синкиным, но ведь и стихи звучат здесь как музыка. Хорошо всем известный Игорь Гордин мало того, что запел, но еще и абсолютно новые, по-мужски мощные, какие-то нутряные, до поры затаенные краски обнаружил. Да и все остальные не подкачали. Тут, знаете ли, ансамбль был явлен, тот самый, о котором основоположники Художественного театра в свое время мечтали. Но мы от них далеко вперед ушли, теперь у нас в цене звезды. Чего-чего, а этого в Театре Камбуровой днем с огнем не найдешь.