RuEn

Судьба Евгения хранила

Свободный художник-архитектор Максим, главный герой лирической городской полусказки «Питер FM», выиграл престижный конкурс и заработал грант на учебу в Германии. 

Женя «учености плоды» получил в изрядном количестве и качестве от могучего Петра Фоменко и продолжает их получать и сейчас, поскольку, окончив РАТИ, был принят в труппу к своему мастеру, где служит уже пять лет.
Сериалами он разумно пренебрегает. Исключение сделал только для Саши Панкратова из «Детей Арбата», поскольку это многосерийное кино по знаменитой книге Анатолия Рыбакова — ручной сборки и режиссерские руки Андрея Эшпая — достойные. Не сказать, чтобы фильмография Цыганова ежегодно прирастала несколькими звонкими названиями, но он к количественным показателям вроде бы и не стремится. Зато за качеством пытается зорко следить. С того самого дня, как впервые увидел себя на экране в фильме «Коллекционер» и пришел в легкий ужас.
Пожалуй, эта самооценка была чрезмерно уничижительной, и молодой артист Цыганов в роли одного из незваных визитеров чудака-коллекционера выглядел вполне достойным фрагментом сочиненного Юрием Грымовым коллажа. Но за хозяйственным и деловитым парнем Постниковым, которого Женя почти одновременно с «Коллекционером» сыграл у Дениса Евстигнеева в молодежке «Займемся любовью», наблюдать и правда интереснее. И приз на «Кинотавре» за эту маленькую роль — по заслугам. В ней есть характер, в ней даже есть заявка на своего героя, на свое место и тему.
Это мужское место и мужская тема. Тех, кому такое определение покажется слишком скудным и недостаточным, я приглашаю обозреть наши кино- и телевизионные поля и луга, почти сплошь усеянные мальчиками-колокольчиками. Цыганов не колокольчик, «унисекс» не его родина. Он явно с самого детства мужчина, он взрослее ровесников — и это его свойство точно использовал Алексей Учитель в «Прогулке», позвав на роль Петра и оттенив его кряжистой основательностью — воздушное легкомыслие Леши, сыгранного Павлом Баршаком, приятелем Цыганова по сообществу «фоменок». И в том, что барышня, которую Леша подцепил на Невском, после встречи с Петром, переключает внимание на него, ничего неожиданного нет.
Как и в том, что в «Космосе как предчувствие» у того же Учителя цыгановский пришелец Герман на раз смутил неокрепшую душу восторженного провинциала Конька. Этот усатый боксер в коричневой кожанке, который явился из ниоткуда и уплыл в никуда, раскрывает еще одно важное свойство актерской природы Цыганова: он способен задавать собой загадку. «А как?» — спросите вы. «Молча», — отвечу я. Молчать он и правда умеет. И это содержательное молчание, не гулкая пустота. Во времена людей-манекенов, почему-то получивших назначение в звезды, это — редкое умение. Даже эксклюзивное, если выразиться по-современному.
С современностью и прошлыми временами Евгений Цыганов — как артист и как мужской тип — состоит в небанальных отношениях. С одной стороны, природой он придуман и сделан так, что вполне может быть вписан и в шестидесятые, как у Учителя в «Космосе…», и в тридцатые, как у Эшпая в «Детях Арбата». Его лицо готово без видимых усилий стать лицом «простого и хорошего советского человека». С другой стороны, возникает, скажем, Цыганов у того же Учителя на Дворцовой площади образца 2003 года — и гостем из прошлого совсем не кажется. Напротив, вписан в это время без зазора. И в новейшем фильме Оксаны Бычковой он очень сегодняшний — по энергии, по реакциям, по всему.
С Петербургом у Цыганова складываются какие-то специальные отношения: насквозь городская «Прогулка», роль Раскольникова в спектакле МХТ, теперь вот «Питер FM». Но вряд ли это закономерность, и едва ли следует делать из этого какой-то далеко идущий вывод. Во всяком случае, питерской хвори и хмари в нем незаметно. Но он признается, что Питер любит. Потому что это город портовый, море рядом. Из портового города можно уплыть далеко-далеко. Его «космический» Герман это знал. Он сам тоже знает. Не только знает — плывет. Одиночное плаванье, вольный стиль.
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности