RuEn

По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра Фоменко

Уже год в театре с аншлагами идет спектакль по пьесе Аллы Соколовой

Не стоит вспоминать фильм или другие спектакли по старой пьесе Аллы Соколовой. Режиссер Вера Камышникова, художник-постановщик Мария Трегубова, художник по свету Владислав Фролов, подобно фокусникам-иллюзионистам, сотворили нечто совершенно оригинальное, волшебное, и в то же время, вполне реальное.

Вместе с актерами Рустэмом Юскаевым, Полиной Кутеповой, Верой Строковой, Галиной Кашковской и Евгенией Дмитриевой они лихо проникли в зазеркалье, объединили быт с потусторонними мирами, подняли на дыбы пол и коснулись звезд, в результате чего исчезла не только пресловутая «четвертая» стена, но и противоположная ей - «вторая». Сценография – такая объемная, что, кажется, в театре сегодня ничего невозможного нет — при этом технические средства использованы довольно простые, зато с большой фантазией и юмором.

У главных героев время от времени появляются двойники, копирующие их жесты, отчего порой комический эффект доходит до абсурда. А в дверях, окнах, зеркалах, неожиданно возникающих среди сочных цветастых стен, то и дело объявляются космические пришельцы. У зрителей буквально двоится, пестрит в глазах и захватывает дух от такого буйного воображения авторов спектакля.

Над идеалистами «не от мира сего» в советское время просто посмеивались, а сегодня их уже принимают за сумасшедших. Какие теперь идеалы, если безобидное желание героев семидесятых переехать в Киев или Одессу, чтобы мирно и счастливо жить среди цветущих каштанов, сейчас абсолютно нереально. А желание сразу жениться на понравившейся женщине? А эта мечта — осчастливить все человечество?

Спектакль, тем не менее, получился комичным и лирическим одновременно, местами до перехватывания в горле напоминающий «Почти смешную историю» (гениальный телевизионный фильм Петра Наумовича Фоменко). Взвинченная героиня Полины Кутеповой иногда «выдавала» «Старшую сестру» в исполнении Татьяны Дорониной. Вера Строкова буквально «жгла» в роли младшей сестры, эдакого современного подростка. Мать в исполнении Галины Кашковской была необыкновенно убедительна. И когда маниакально шпионила за старшей дочерью (смешно сливаясь тканью платья с обоями), и когда в белом балахоне, похожем на смирительную рубашку, «пеленала» младшую дочь в пододеяльник. Вся такая смешная, трогательная в полубезумных проявлениях своей материнской любви. Интеллигентнейшая Тетя (Евгения Дмитриева) и сам Фарятьев (Рустэм Юскаев) – вообще теперь ближе вымершим динозаврам, чем нашим современникам, ведь «гнилая интеллигенция», над которой подтрунивали на советской эстраде и в советском кинематографе, ушла вслед за той самой читающей аудиторией самого лучшего в мире метрополитена.

Сегодня в метро читают в лучшем случае, фейсбук, или просто играют в гаджеты, не замечая людей вокруг себя. Но и в сегодняшнем равнодушном мире есть места, где к людям относятся по-человечески, например, в Театре Фоменко. По-человечески относятся к актерам, персонажам и зрителям…