RuEn

«Фантазии Фарятьева»: люди с другой планеты

В Мастерской Фоменко поставили спектакль о мечтах зубного врача.

Пьеса Аллы Соколовой о чудаковатом стоматологе Фарятьеве, влюбленном в постоянно несчастную учительницу музыки Сашу, написана в советские времена (многие помнят экранизацию Ильи Авербаха с Андреем Мироновым и Мариной Нееловой в главных ролях). И хотя с той поры в стране многое изменилось, люди, мечтающие о далеких мирах и всеобщем счастье, еще находятся. О современных фарятьевых и поставила свой спектакль Вера Камышникова. А художник Мария Трегубова ей в этом очень помогла.

В Мастерской всегда бережно относились к первоисточнику, вот и на этот раз здесь не изменили ни строчки в выбранной пьесе. «Расширила горизонт» невероятная сценография. Мария Трегубова — главный художник всех крымовских шедевров. Понятно, что с фоменками она более сдержанна (даже осторожна), однако не узнать ее размашистый яркий почерк в этой прекрасно сыгранной трагикомедии, невозможно. Под руководством Трегубовой маленькая квартирка-клетушка провинциального городка на Старой сцене Мастерской превратилась в загадочный и безумный космос.

Здесь оживают цветные обои на стенах, раздвигаются стены, поднимается и опускается пол. В таинственном зазеркалье живут двойники главных действующих лиц, с которыми эти же действующие лица потом обнимаются (отражения героев играют другие актеры). В гостиной летают наволочки, на лестничной клетке живут космонавты, а потолок, когда вздумается, превращается в облака. Этот удивительно красивый и ирреальный мир, созданный посредством современных театральных технологий — отражение фантазий Павла Фарятьева (его играет Рэстэм Юскаев).

Нескладный и нелепый, он живет со старенькой тетушкой и работает стоматологом. Забыть о жестокой реальности и гулком одиночестве ему помогают теория-мечта: Фарятьев уверен, все беды человечества происходят от того, что оно случайно попало на эту Землю. Настоящий родной дом, где все счастливы, находится на другой планете. Учительница Саша (Полина Кутепова), в которую Фарятьев влюблен, его мечтаний не разделяет. Да и вообще Фарятьева сторонится, но, поддавшись на уговоры наседки-мамы (великолепная работа Галины Кашковской), предложение руки и сердца принимает. Несмотря на отчаянную любовь к некоему Бетхудову (который, конечно же, ее не любит), оставаться незамужней и бездетной Саше не хочется.

Кутепова играет свою героиню так, если бы слова Фарятьева сбылись, и она, Саша, оказалась инопланетянкой. Смешная манерность, блондинистый парик Монро, узкая дешевая юбка, пошлые каблуки, и при тяжелая усталость и заметная нездешность. Когда она говорит, то обращается к кому угодно, только не к собеседнику. Как будто напряжено всматривается в себя, ищет ответы и никогда их не находит. Как только Бетхудов позовет ее, она уйдет. А Фарятьев останется сидеть в ее комнате, с сестрой Саши, дерзкой школьницей Любой (ее играет Вера Строкова). И не понимать ни любиных признаний в любви к нему, ни сашиного поступка, ни земных законов вообще. Маленькое любовное сумасшествие, произошедшее в этой семье и с этими людьми, обернется тотальной растерянностью перед миром. Увы, эта растерянность — обязательный фон сегодняшнего нашего существования. Все мы, как Фарятьев, Саша, Люба и др. — одинокие, непонятые и по большому счету… непонятные друг другу.